Система профилактических мер криминологического характера в Челябинской области

Современное право » Система профилактических мер криминологического характера в Челябинской области

Приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств является профилактика преступлений и иных правонарушений.

Значимость профилактической работы определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал. Кроме того, достижение положительных результатов профилактической работы позволяет существенно снизить нагрузку на правоохранительные органы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений, способствуя более качественному решению ими данных задач. Эти и многие другие факторы предопределяют первостепенную важность профилактической составляющей в государственной системе борьбы с правонарушениями.

Следует отметить, что после распада СССР работа в этом направлении была существенно ослаблена. Односторонне интерпретируемые положения Конституции Российской Федерации о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина и построении правовой государственности в России стали поводом для фактического демонтажа целостной государственной системы профилактики правонарушений, унаследованной Россией от Советского Союза, в котором она выстраивалась десятки лет и доказала свою высокую эффективность на практике. Вместе с последовательной либерализацией административного и уголовного законодательства и рядом иных мер такая политика привела к резкому росту преступлений и других правонарушений, существенному понижению результативности деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и, как следствие, - колоссальному падению уровня правовой защищенности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.

Органы внутренних дел, выполняющие основную функциональную нагрузку по профилактике преступлений и иных противоправных посягательств, оказались лишены целого комплекса отработанных годами и действенных инструментов борьбы с правонарушениями, что не могло не сказаться на результативности их деятельности в рассматриваемой сфере. Сохранившиеся в арсенале государственных правоохранительных органов правовые средства и методы профилактического воздействия в силу их недостаточности и разрозненности не обеспечивают должного уровня решения задач борьбы с правонарушениями. Существенную деструктивную роль сыграло также свертывание деятельности ряда общественных институтов правоохранительной направленности и разрушение каналов коммуникации оставшихся из них с государственными правоохранительными органами.

В настоящее время нормативная правовая база федерального уровня в сфере профилактики правонарушений носит фрагментарный характер и характеризуется отсутствием ряда основополагающих законов в данной сфере. К их числу, прежде всего, стоит отнести следующие федеральные законы:

- об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации;

- об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественной безопасности;

- об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию;

- о домашнем аресте в Российской Федерации.

Проекты указанных законов разработаны МВД России и находятся в стадии согласования, но до настоящего момента ни один из них не принят.

Такое положение существенно затрудняет организацию работы органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Ведомственное правовое регулирование в данной сфере не способно компенсировать пробелы федерального законодательства, так как большая часть мероприятий профилактического характера связана с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое допускается только федеральным законом.

Острой проблемой остается фактическое отсутствие механизмов профилактической работы с лицами, ранее совершавшими преступления (прежде всего, административного надзора за поведением ранее судимых лиц), злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами, без определенного места жительства и средств к существованию.

Отсутствие значимых нормативных и институциональных компонентов федерального уровня государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений существенно снижает его потенциал и обуславливает необходимость активизации профилактической работы на региональном и муниципальном уровне. В этой связи важный вклад в создание такой системы внесли принятые в субъектах Российской Федерации программы профилактики правонарушений, предусматривающие широкий и разнообразный комплекс мер профилактического характера.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью, теоретической значимостью и практической целесообразностью для современной России, а также для теории и практики деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности.

В данной квалификационной работе проведен анализ профилактики отдельных видов преступлений (насильственных, должностных, корыстных, виктимология), потому что данные виды преступлений на сегодняшний день являются с высоким и средним уровнем латентности, особо распространенными и поэтому нуждаются в рассмотрении и анализе их профилактики.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения преступлений, а также криминогенных процессов и явлений, связанных с ними.

Предмет исследования – система профилактических мер криминологического характера.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование концептуальных основ профилактики преступлений, а также профилактики отдельных видов преступлений.

Цель определила решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие и сущность профилактики преступлений;

2. Рассмотреть виды профилактики преступлений;

3. Провести анализ профилактики насильственных преступлений;

4. Рассмотреть профилактику корыстных преступлений;

5. Изучить профилактику должностных преступлений;

6. Раскрыть основу виктимологической профилактики;

7. Подвести выводы.

Методологической основой исследования выступают принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также принципы теории и практики криминологической науки.

При проведении исследования использовались следующие методы: исторический, диалектики и синтеза, статистический метод, метод анализа, обобщения.

Теоретической и эмпирической базой исследования выпускной квалификационной работы явились Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, Региональная программа предупреждения преступности, комментарии к правовым источникам, учебно-правовая литература, статьи из научно-правовых журналов.

Проблемами профилактики преступлений занимались Ю.М. Антонян, А.И. Алексеев, М.А. Алексеева, Антонов-Романовский, Е. Бафия, Б.С. Братусь, Н.П. Водько, И.А. Возгрин, С.И. Голик, Л.Д. Гаухман, Я.И. Гилинский, А.А. Глухова, К.И. Джаянбаев, А.Э. Жалинский, В.Ф. Зудин, С.В. Землюков, А.И. Долгова, С.М. Иншаков, В.П. Сальникова, А.И. Долгова, В.Д. Малков, В.Н. Кудрявцев, В.Н. Бурлаков и др.авторы.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов юридического профиля, изучающих криминологию, связанные с профилактикой преступления, на юридических факультетах.

Полезно знать:

Стороны договора банковского вклада, их права и обязанности
Одной из сторон рассматриваемого договора всегда является банк или небанковская кредитно-финансовая организация (вкладополучатель). Причем согласно законодательству небанковские кредитно-финансовые организации могут привлекать во вклады только средства юридических лиц. Для привлечения вкладов (депо ...

Особенности социально-экономических процессов на региональном уровне
Тенденции и темпы социально-экономического развития как Российской Федерации, так и ее регионов зависят от большого количества факторов (показателей). Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике являются: 1 ...

Реализация всеобщего избирательного права
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непоср ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru