Система профилактических мер криминологического характера в Челябинской области

Современное право » Система профилактических мер криминологического характера в Челябинской области

Приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств является профилактика преступлений и иных правонарушений.

Значимость профилактической работы определяется прежде всего тем, что она позволяет предупредить угрозу общественно опасного противоправного посягательства на стадии ее формирования и не дать реализовать ее деструктивный потенциал. Кроме того, достижение положительных результатов профилактической работы позволяет существенно снизить нагрузку на правоохранительные органы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений, способствуя более качественному решению ими данных задач. Эти и многие другие факторы предопределяют первостепенную важность профилактической составляющей в государственной системе борьбы с правонарушениями.

Следует отметить, что после распада СССР работа в этом направлении была существенно ослаблена. Односторонне интерпретируемые положения Конституции Российской Федерации о высшей ценности прав и свобод человека и гражданина и построении правовой государственности в России стали поводом для фактического демонтажа целостной государственной системы профилактики правонарушений, унаследованной Россией от Советского Союза, в котором она выстраивалась десятки лет и доказала свою высокую эффективность на практике. Вместе с последовательной либерализацией административного и уголовного законодательства и рядом иных мер такая политика привела к резкому росту преступлений и других правонарушений, существенному понижению результативности деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и, как следствие, - колоссальному падению уровня правовой защищенности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.

Органы внутренних дел, выполняющие основную функциональную нагрузку по профилактике преступлений и иных противоправных посягательств, оказались лишены целого комплекса отработанных годами и действенных инструментов борьбы с правонарушениями, что не могло не сказаться на результативности их деятельности в рассматриваемой сфере. Сохранившиеся в арсенале государственных правоохранительных органов правовые средства и методы профилактического воздействия в силу их недостаточности и разрозненности не обеспечивают должного уровня решения задач борьбы с правонарушениями. Существенную деструктивную роль сыграло также свертывание деятельности ряда общественных институтов правоохранительной направленности и разрушение каналов коммуникации оставшихся из них с государственными правоохранительными органами.

В настоящее время нормативная правовая база федерального уровня в сфере профилактики правонарушений носит фрагментарный характер и характеризуется отсутствием ряда основополагающих законов в данной сфере. К их числу, прежде всего, стоит отнести следующие федеральные законы:

- об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации;

- об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественной безопасности;

- об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию;

- о домашнем аресте в Российской Федерации.

Проекты указанных законов разработаны МВД России и находятся в стадии согласования, но до настоящего момента ни один из них не принят.

Такое положение существенно затрудняет организацию работы органов внутренних дел и иных субъектов по профилактике правонарушений. Ведомственное правовое регулирование в данной сфере не способно компенсировать пробелы федерального законодательства, так как большая часть мероприятий профилактического характера связана с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, которое допускается только федеральным законом.

Острой проблемой остается фактическое отсутствие механизмов профилактической работы с лицами, ранее совершавшими преступления (прежде всего, административного надзора за поведением ранее судимых лиц), злоупотребляющими спиртными напитками и наркотическими средствами, без определенного места жительства и средств к существованию.

Отсутствие значимых нормативных и институциональных компонентов федерального уровня государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений существенно снижает его потенциал и обуславливает необходимость активизации профилактической работы на региональном и муниципальном уровне. В этой связи важный вклад в создание такой системы внесли принятые в субъектах Российской Федерации программы профилактики правонарушений, предусматривающие широкий и разнообразный комплекс мер профилактического характера.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью, теоретической значимостью и практической целесообразностью для современной России, а также для теории и практики деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности.

В данной квалификационной работе проведен анализ профилактики отдельных видов преступлений (насильственных, должностных, корыстных, виктимология), потому что данные виды преступлений на сегодняшний день являются с высоким и средним уровнем латентности, особо распространенными и поэтому нуждаются в рассмотрении и анализе их профилактики.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи и по поводу совершения преступлений, а также криминогенных процессов и явлений, связанных с ними.

Предмет исследования – система профилактических мер криминологического характера.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование концептуальных основ профилактики преступлений, а также профилактики отдельных видов преступлений.

Цель определила решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие и сущность профилактики преступлений;

2. Рассмотреть виды профилактики преступлений;

3. Провести анализ профилактики насильственных преступлений;

4. Рассмотреть профилактику корыстных преступлений;

5. Изучить профилактику должностных преступлений;

6. Раскрыть основу виктимологической профилактики;

7. Подвести выводы.

Методологической основой исследования выступают принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также принципы теории и практики криминологической науки.

При проведении исследования использовались следующие методы: исторический, диалектики и синтеза, статистический метод, метод анализа, обобщения.

Теоретической и эмпирической базой исследования выпускной квалификационной работы явились Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, Региональная программа предупреждения преступности, комментарии к правовым источникам, учебно-правовая литература, статьи из научно-правовых журналов.

Проблемами профилактики преступлений занимались Ю.М. Антонян, А.И. Алексеев, М.А. Алексеева, Антонов-Романовский, Е. Бафия, Б.С. Братусь, Н.П. Водько, И.А. Возгрин, С.И. Голик, Л.Д. Гаухман, Я.И. Гилинский, А.А. Глухова, К.И. Джаянбаев, А.Э. Жалинский, В.Ф. Зудин, С.В. Землюков, А.И. Долгова, С.М. Иншаков, В.П. Сальникова, А.И. Долгова, В.Д. Малков, В.Н. Кудрявцев, В.Н. Бурлаков и др.авторы.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы при подготовке специалистов юридического профиля, изучающих криминологию, связанные с профилактикой преступления, на юридических факультетах.

Полезно знать:

Содержание санкций при конституционной ответственности
Одним из отличительных признаков мер зашиты от мер юридической ответственности является наличие неблагоприятных последствий, которые несет правонарушитель. Таковые при признании нормативно-правового акта неконституционным отсутствуют. У органа, принявшего данный акт, возникает лишь обязанность отме ...

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Данный принцип зародился достаточно давно в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве межд ...

Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах
С формально-правовой точки зрения договоры по международному гуманитарному праву, участником которых является Россия, адресованы Вооруженным Силам государства, которые составляют основу обороны Российской Федерации. Именно вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru