Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Современное право » Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Актуальность темы дипломной работы обусловлена реализацией новой конституционной стратегии в сфере прав человека, основанной на том, что, во-первых, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, во-вторых, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и, в-третьих, обеспечиваются правосудием. Такая конституционная постановка вопроса ориентирует на поиск адекватных институциональных форм, которые помогли бы, с одной стороны, сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, включившись в него, с другой, – воспрепятствовать посягательствам на права человека и их прямому нарушению со стороны публичных структур и их представителей.

Таким универсальным «правозащитно-препятствующим» институтом на протяжении уже почти двухсот лет выступает институт омбудсмана, который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня в большинстве стран мира. В их числе и Российская Федерация, в конституционном порядке учредившая институт Уполномоченного по правам человека.

Особая роль данного института состоит в двойственности его правовой природы. Учреждаемый публичными институтами, как правило, представительного свойства, он при этом не наделяется властными полномочиями. Уполномоченного по правам человека можно сравнить со своеобразным «мостом» между государством и обществом. Двуединство его статуса выражается в том, что, будучи государственным органом с достаточной степенью самостоятельности, он действует как представитель гражданского общества, призванный надлежащим образом реагировать на нарушения прав человека, допущенные государственными структурами и чиновниками, и применять предоставленные ему меры воздействия.

Отметим, что природе государственной власти присуще стремление расширить пределы своего влияния на общество. В этой связи актуализируется проблема эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданских свобод, не дающих государству по собственному усмотрению раздвигать границы допустимости непосредственного воздействия на сферу общественных отношений. Быть таким механизмом – стало правозащитной миссией института Уполномоченного по правам человека.

Несмотря на почтенный возраст данного института и убедительный правозащитный вклад, он продолжает развиваться в разных форматах и моделях, опосредованных особенностями самого государства. В Российской Федерации, существенно отличающейся от иных стран, институт Уполномоченного по правам человека также имеет собственный статусный облик, который приобретает новые содержательные черты, осваивает необычные методы воздействия на представителей власти и конструктивного взаимодействия с ними, укрепляет свои правозащитные позиции в публичной сфере и в гражданском обществе.

Актуальность исследования поддерживается также, рядом объективных предпосылок, процессом интеграции России в мировое сообщество, теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека со стороны государства посредством института Уполномоченного по правам человека.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации увязала защиту прав и свобод человека и гражданина с общепризнанными принципами и нормами международного права, в числе которых международные стандарты в сфере прав человека.

Вместе с тем, принятые законодательные и организационные меры не обеспечивают эффективности правозащитного механизма России, равно как и не снижают «правонарушительного» накала во взаимоотношениях государства и общества. Это ставит перед юридической наукой и практикой совершенно конкретные задачи, направленные на совершенствование институциональных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе посредством дальнейшего раскрытия правозащитного потенциала института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Поскольку институт Уполномоченного по правам человека, признаваемый действенным правозащитным звеном в иных государствах, относится к довольно новым для нашего, есть основания отнести его к недостаточно разработанным в научном плане.

Общетеоретические подходы к пониманию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и гарантий их реализации в России разработали отечественные ученые-правоведы М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, А.Г. Бережнов, И.А. Боброва, А.Д. Бойков, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, М.С. Гринберг, АД. Денисов, М.И. Ковалев, Б.И. Кожохин, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, Л.Н. Линник, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, О.Е. Малеин, М.Н. Малеина, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Р.А. Мюллерсон, В.М. Николайчик, В.А. Патютин, А.А. Пионтковский, Ф.М. Рудницкий Д. С. Тэпс и др.

Непосредственно институту уполномоченного по правам человека посвящены работы таких современных авторов, как В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, Е.Л. Летовска, А.А. Ливеровский, Л.П. Романков, А.Ю. Сунгуров, Н.Ю. Хаманева, Худяков А.А., Худякова А.И. и др.

Вышеназванные работы составили теоретико-правовую и конституционно-отраслевую основы проведенного исследования. Одновременно в круг источников включены и предметно проанализированы конституционные акты (Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека», конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, конституции зарубежных государств), законы (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), соответствующие публичные договоры (международные договоры, внутригосударственные соглашения). Помимо вышеуказанного в числе источников – архивные документы, периодические издания, доклады о деятельности федерального Уполномоченного по правам человека о своей деятельности и др.

Объектом нашего исследования стали юридически значимые отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченного по правам человека в России с учетом ее федерального и регионального уровней и статусных моделей.

Предметом исследования данной дипломной работы является совокупность причин, условий и механизмов, обусловливающих становление, формирование и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Цель работы – комплексное теоретико-правовое и конституционно-отраслевое исследование особенностей и закономерностей возникновения и развития отечественного института уполномоченного по правам человека.

Достижению заявленной цели способствовало решение ряда задач:

– раскрытие этапов формирования института и конституционно- правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

– определение места данного института в правовой системе российского государства, теоретических и практических форм его установления и реализации;

– анализ и обобщение деятельности федерального уполномоченного по правам человека;

– разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование российского законодательства, определяющего правовое положение и формы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

– формулирование предложений относительно повышения эффективности деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Практическое значение данной дипломной работы состоит в том, что выводы и предложения по совершенствованию законодательства, а также иные рекомендации могут быть использованы в дальнейших исследованиях правовой проблематики института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; в правоприменительной практике федеральным, региональными, специализированными и иными уполномоченными.

Так, по нашему мнению, необходимо усилить роль уполномоченного по правам человека на уровне субъектов Российской Федерации. Для достижения данной цели статью 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в которой предусматривается возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, необходимо заменить нормой, устанавливающей обязанность создания данной должности.

Представляется необходимым расширить правозащитные функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации должен обладать правом законодательной инициативы, а также правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов и не вступивших в силу международных договоров.

Уполномоченный уделяет большое внимание просвещению граждан. Однако эта деятельность должна быть более активной. Можно рекомендовать Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации издавать свою еженедельную газету, в иных газетах и журналах создать специальную рубрику, например, «Советы Уполномоченного по правам человека», эффективным средством стало бы появление на TV передачи с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Полезно знать:

Проблемы в законодательстве
Начальные трудности Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общая черта – значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок. При открытии практически любог ...

Контрольные функции органов ООН
Создание системы международного контроля за претворением в жизнь юридических обстоятельств, взятых на себя государствами в области прав человека, будет одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании этой сферы. Роль контрольных органов в современных условиях постоянно возра ...

Международные стандарты правопреемства
Ряд правовых аспектов, которые возникают в процессе правопреемства государств имеют особое значение как наиболее актуальные для характера отношений с государством-правопреемником и потому требуют установления специальных стандартов посредством международно-правового регулирования. Одним из таких ас ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru