Ценные бумаги как объекты гражанского права

Современное право » Ценные бумаги как объекты гражанского права

Законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства. Тем не менее сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства.

Ранее, до наступления рыночных отношений, в полностью огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг был очень небольшим и был представлен облигациями (целевыми и нецелевыми), сберегательными книжками на предъявителя, выигрышными лотерейными билетами, аккредитивами гострудсберкасс. Между юридическими лицами использовались расчетные чеки. С развитием рыночных отношений увеличилось количество видов ценных бумаг и стал формироваться фондовый рынок.

Относительно серьезно рынок ценных бумаг начал работать в России в 1991 году и тогда же началось активное законотворчество в этой области. К 1993 году в Российской Федерации действовало уже около 100 нормативных актов, регулирующих эту сферу деятельности.

В целом, действующее законодательство наиболее полно регулирует такие вопросы, как допуск тех или иных лиц на рынок ценных бумаг, порядок и условия лицензирования профессиональных участников. В последнее время появляется все больше нормативных актов, посвященных вопросам защиты прав и интересов инвесторов, а также усилению государственного контроля в данной сфере.

Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 года части I Гражданского Кодекса Российской Федерации, который был разработан на основе практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

ГК РФ включил в себя четко определенные категории правовых институтов, регулирующих имущественные права, осуществление или передача которых возможны при предъявлении ценной бумаги.

По сравнению с ранее действовавшим регулированием института ценных бумаг (в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) в новом ГК РФ есть ряд существенных новелл. К их числу относятся: 1) новое определение понятия ценной бумаги в ст. 142 ГК РФ (введение в него обязательной формы и реквизитов; необходимости предъявления ценной бумаги для ее передачи; достаточность доказательства закрепления ценных бумаг в реестре (обычном или компьютеризированном) для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой); 2) критерием деления ценных бумаг на предъявительские, ордерные и именные законодателем выбран принцип сочетания двух способов - обозначения и легитимации управомоченного лица - ст. 145 ГК РФ; 3) порядок восстановления ценной бумаги - ст. 148 ГК РФ; 4) выделение института бездокументарных ценных бумаг - ст. 149 ГК РФ.

Ценные бумаги - необходимый атрибут всякого рыночного хозяйства. Ранее во внутреннем гражданском обороте находилось лишь минимальное количество ценных бумаг, в основном выпущенных (эмитированных) государством: облигации, предъявительские сберкнижки и аккредитивы, выигравшие лотерейные билеты, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.

С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг резко возрос, стал формироваться их рынок. Правда он касался лишь так называемых “фондовых”, или “инвестиционных”, ценных бумаг - акций и облигаций, а главное, получил крайне неудовлетворительную правовую регламентацию, недостатки которой составили базу для многих злоупотреблений.

Важнейшими задачами рынка ценных бумаг являются обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, привлечение инвестиций на российские предприятия, создание условий для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования. Для решения этих задач необходимо было создать надежную правовую базу.

Федеральный Закон “О рынке ценных бумаг” - первый российский закон о ценных бумагах.

Одна из главных задач, которую должен был решить Закон, - максимальная защита прав инвесторов и обеспечение правопорядка на рынке, при котором его участники четко выполняют требования законодательства.

Один из принципов, закрепленных в Законе, - сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается путем концентрации полномочий в этой сфере в одном органе - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, при этом ряд функций сохраняется за Банком России. Комиссия подчиняется непосредственно Президенту РФ, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

В законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на рынке ценных бумаг как система отношений.

Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которого его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.

Рынок ценных бумаг является сферой отношений, бурно развивающейся последние несколько лет. Это относится не только к появлению новых финансовых инструментов, новых сегментов инфраструктуры рынка, но и к многочисленным попыткам их законодательного регулирования.

Полезно знать:

Бродяги, попрошайки
В России, обладающей огромным географическим пространством, национально-культурным своеобразием, различным уровнем социально-экономического развития территорий, исследование девиантного поведения вообще, бродяжничества и попрошайничества в частности необходимо проводить с учетом регионального аспек ...

Предмет и метод гражданского права
Согласно ст. 2 ГК РФ предметом гражданского права являются три группы общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, неимущественные отношения о защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальны ...

Порядок судебного разбирательства
Согласно ст.33 Закона о Конституционном Суде вопросы, вносимые на рассмотрение Конституционного Суда, должны быть предварительно изучены. Председатель поручает их изучение одному или нескольким судьям и устанавливает срок завершения этой работы, как правило, не более двух месяцев со дня поступления ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru