Правовое обоснование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Современное право » Правовое обоснование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Актуальность данной работы определяется теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся отражения особенностей взаимодействия органов государственной властиr субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, происходящих в период становления и развития в современной России местного самоуправления и его институтов.

Согласно статье 12 Конституции 1993 года в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная статья является правовым основанием рассмотрения системы органов местного самоуправления как самостоятельного уровня системы публичной власти России. В этой же норме заключается и основная проблема, связанная с построением эффективной модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления: насколько независимыми от органов государственной власти являются и насколько должны быть самостоятельными органы местного самоуправления для того, чтобы, с одной стороны, решение задач общегосударственного значения обеспечивалось на всей территории России; с другой стороны, чтобы независимость данных органов при решении вопросов местного значения носила реальный, а не декларативный характер.

Становление и развитие института местного самоуправления в современной России является причиной внимания ученых к проблемам местного самоуправления и различным аспектам взаимоотношений органовs местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ.

Степень научной разработанности темы. Вопросы взаимодействия и сотрудничества государственной власти и местного самоуправления (земского и городского самоуправления) рассматривались в трудах русских юристов конца XIX – начала XX вв. – И.Н. Батихеева, В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и других.

В последние десятилетия интерес к проблематике местного самоуправления существенно возрос, что нашло отражение в растущем числе публикаций отечественных и зарубежных исследователей по данной теме (Р.Драго, Р.Граверт, Г.В. Барабашев, С.И. Кулиева, В.В. Шинкаренко А.И. Коваленко, В.И. Васильев, Н.В. Постовой, А.И. Черкасов, Е.С. Шугрина, Ю.А. Дмитриев, Н.Г. Чеботарев).

Анализу перспектив развития местного самоуправления в России после вступления в силу нового федерального закона посвящены работы Н.Б. Косаревой, Е. Житковой, М.Ю. Каверзина, А.В. Кружкова, В.Я. Гельмана, О.Л. Савранской, С. Михеева; проблемам финансовой автономии муниципальных органов власти в новых условиях – труды В.Д. Нечаева, А. Деменковой, О. Роя.

В то же время, широкий спектр вопросов взаимодействия данных уровней публичной власти по-прежнему недостаточно глубоко и всесторонне исследован в рамках науки конституционного и муниципального права и нуждается в дальнейшей научной разработке.

Объектом данной работы является система правоотношений, возникающих между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органамиu местного самоуправления в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местногоr самоуправления; в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственнымиh полномочиями; в сфере осуществления государственного контроля за местным самоуправлением.

Предметом выступает правовое регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти субъекта Федерации, финансово-экономическая сторона взаимодействия и реальная практика их взаимоотношений.

Цель работы состоит в проведении правового исследования системы взаимодействияq органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногоr самоуправления, выявлении проблем, возникающих в реализации публичной власти на местном уровне и поиске оптимальных направлений их решения.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1) уточнение базовых понятий исследования (местное самоуправление, предметы ведения, полномочия, делегирование полномочий);

2) проведение анализа взаимодействия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, возникающего при разграничении предметовi ведения и полномочий между ними;

3) рассмотрение особенности взаимоотношений указанных органов власти, возникающих при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

4) анализ системы взаимоотношений региональных и муниципальных органов власти в одном из регионов России (в частности в Рязанской области);

5) выработка рекомендаций по оптимизации процесса взаимодействия государственной и муниципальной публичной власти на уровне субъекта Российской Федерации.

Методологическую основу настоящей работы составляют следующие методы:

- метод системного анализа (раскрытие целостности объекта исследования и выявление различных типов связей в изучаемом объекте);

- функциональный метод (объяснение функций государственных органовw субъекта Российской Федерации и органовy местного самоуправления в их взаимодействии);

- сравнительный метод (сравнительно-правовой анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и нормативных правовых актовq органов местного самоуправления);

Научная новизна работы заключается:

- в рассмотрении политики региональных органов власти в России по отношению к органам местного самоуправления. Его результаты свидетельствуют о том, что в отсутствии возможности влиять на нормативно-правовую основу организации органов местного самоуправления, органы государственной власти многих субъектов Федерации целенаправленно осуществляют политику по ограничению местной автономии;

- в доказывании того, что местное самоуправление не выполняет в полной мере функций самостоятельного уровня публичной власти, основанного на самоорганизации территориальных сообществ в силу его фактического слияния с системой органов государственной власти. Это обусловлено как отсутствием необходимого ресурсного обеспечения работы муниципальных органов власти, так и пассивным отношением самих жителей к решению вопросов местного значения;

- в выявлении возможности косвенного влияния органов региональной власти на местное самоуправление (через систему межмуниципального сотрудничества).

Полезно знать:

Персонифицированный учет в системе государственного социального страхования
С 1 января 2003 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2009) (далее - Закон). Его основной задачей является упрощение пор ...

Реформы Министерства внутренних дел: чёткий план или имитация
Строчки из детского стихотворения не зря взяты эпиграфом к данной работе. Именно они заставляют задуматься о том, чем же является наша милиция в сознании современного человека? Как выглядит милиционер в глазах общества? Как Дядя Стёпа из детских стихов или же преступник, наделённый властью? Я счита ...

Этапы судебной реформы
Началом судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей». Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий с 5 до 10 лет. Первый этап 1991 – 2014 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе. Этот тап судебной реформы завершился, к ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru