Правовая характеристика получения взятки

Современное право » Правовая характеристика получения взятки

Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Высокая общественная опасность принятия взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти, дискредитирует органы власти в глазах граждан и общества в целом. Результатом этого являются недоверие к любым действиям властей со стороны населения, игнорирование законов, правомерных требований представителей власти, что, в свою очередь, расшатывает нравственные устои общества и колеблет государство в самых его основаниях.

Уже в средневековой Руси имело место легальное проявление взяточничества, которым явилось кормление - древнерусский институт направления князем своих воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения, с тем чтобы они "кормились" (содержались) населением соответствующей территории. Воеводы ведали всеми делами в подвластном ему уезде: управляли войском, судили и назначали наказания, наблюдали за сбором налогов и т.п. При этом воеводы злоупотребляли своей властью, бессовестно брали вознаграждения, вымогали у жителей приношения, наживались на народной нужде. Они, как правило, назначались на два года, но вместо того чтобы управлять, большей частью стремились обогатиться в течение этого срока.

История борьбы с коррупцией показывает, что ее существование как препятствие развитию страны впервые было осознано Петром I. По Указу Петра I от 25 августа 1713 г. и позднейшим Узаконениям лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. В 1715 г. был введен регулярный оклад для служащих. В результате добились лишь того, что взятки стали брать осторожнее и перешли на деньги.

После Петра масштабы коррупции только расширялись и достигли своеобразного апогея при Екатерине Великой, которая вынуждена была констатировать: "Но к чрезмерному нашему сожалению открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали и в повреждение нашего интереса в утеснение многих, а что паче всего, будучи сами начальствующие и одолженные собою представлять образ хранения законов подчиненным своим, те самые преступниками учинилися и их в то же зло завели…".

Уголовная политика Советской России базировалась на идее о том, что в социалистическом обществе нет социальных корней для взяточничества, системы подкупа и коррупции. Именно поэтому исключительно большое внимание в законодательстве первых лет Советской власти было уделено вопросам уголовной ответственности за должностные преступления. Однако принятие большого количества нормативных актов фактически не повлияло на эффективность борьбы с взяточничеством в указанный период.

В УК РСФСР 1922 и 1926 гг. все преступления, связанные с взяточничеством, были сведены в четыре состава (дача взятки, получение взятки, провокация взятки, посредничество во взяточничестве), в которых были даны наиболее общие объективные и субъективные признаки данных преступлений. В УК РСФСР 1922 г. впервые в отечественном законодательстве было сформулировано понятие должностного лица как субъекта получения взятки (ст. 105). УК РСФСР 1926 г. дополнил данное определение, указав на возможность привлечения к уголовной ответственности за должностные преступления работников профессиональных союзов.

Менялась карательная политика государства в отношении взяткополучателей. На первоначальном этапе существования Советской власти за большинство преступлений, связанных с получением взятки, в качестве наиболее строгой санкции устанавливалась смертная казнь. Начиная со второй половины 20-х гг. прошлого века, четко обозначилась тенденция к смягчению уголовного наказания для взяткополучателей, в 1927 г. смертная казнь за получение взятки была отменена.

В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. статья о получении взятки устанавливала достаточно мягкие санкции. Однако уже в 1962 г. в качестве наказания за получение взятки при отягчающих обстоятельствах была установлена смертная казнь, отмененная лишь в 1991 г. Существенной мерой в борьбе со взяточничеством стала законодательная формулировка определения должностного лица через описание осуществляемых данным лицом функций: представителя власти, организационно-распорядительной, административно-хозяйственной.

Конец XX – начало ХХI вв. ознаменовались кардинальными изменениями в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни нашей страны. Статистика свидетельствует, что на протяжении последних лет наблюдается тенденция роста абсолютного числа проявлений взяточничества. Так, если в 1996 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 5 453 факта взяточничества, то уже в 2000 г. было выявлено 7 047 эпизодов получения и дачи взятки, а в 2008 г. - 12 346 фактов таких преступных деяний. За январь-август 2012 г. зарегистрировано 7,9 тыс. фактов взяточничества.

Термин "взяточничество" в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ). В узком смысле слова термин "взяточничество" означает получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ.

Целью настоящей работы является уголовно-правовая характеристика получения взятки.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) проанализировать понятие и сущность получения взятки;

2) исследовать элементы состава получения взятки;

3) выявить критерии разграничения получения взятки и смежных составов преступлений.

Полезно знать:

Тенденции развития международно-правовых основ интеллектуальной собственности
Основные тенденции развития международно-правовых основ интеллектуальной собственности следующие: намечена в настоящее время тенденция увеличения сроков охраны авторского права до семидесяти лет тенденция включения или приравнивания к промышленной собственности многочисленных нетрадиционных объекто ...

Выбор способа защиты
Способы защиты даны субъекту гражданского права законодательством. Проблема же для каждого участника гражданского оборота заключается оптимальном выборе и эффективном использовании и применении предусмотренных законодательством способов защиты. Как правило, обладатель нарушенного права может воспол ...

Специальный порядок приема на работу
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гарантирует: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборон ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru