Институт омбудсмена как механизм защиты прав человека

Современное право » Институт омбудсмена как механизм защиты прав человека

В мире, где права человека являются высшей ценностью, их защита - дело чести. В настоящее время концепция защиты прав человека имеет отношение практически ко всем сферам не только государственной деятельности, но и общественной и личной жизни в современном обществе. Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты прав человека, отражает современную действительность. Деятельность церквей, профсоюзных организаций, средств массовой информации, неправительственных организаций непосредственно связана с вопросами защиты прав человека, так же как и деятельность органов государственного управления, судов и других государственных структур.

Права человека охватывают отношения между отдельными лицами и между отдельными лицами и государством. Практическая задача защиты прав человека, таким образом, является прежде всего задачей национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. Организация Объединенных Наций стала прилагать усилия, направленные на содействие созданию и укреплению национальных учреждений по правам человека начиная с 1946 года. Однако лишь в последние несколько лет международное сообщество смогло прийти к согласию относительно оптимальной структуры и функционирования этих органов.

Важную роль среди правовых механизмов и институтов, гарантирующих эффективную реализацию и защиту прав человека, играет уполномоченный по правам человека (омбудсмен).

Определение места института омбудсмена в системе механизма защиты прав человека имеет важное теоретическое и практическое значение. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяя и не пересматривая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В классическом виде омбудсмен - это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона.

Омбудсмена является не только действенным средством парламентского надзора за деятельностью органов управления, но и не менее действенным средством защиты прав человека, а также свободы печати и других средств массовой информации, свободы собраний и слова, которые могут стать объектом ущемления со стороны тех, кто стоит у руля власти.

В современных условиях обеспечение прав и свобод гражданина заключается прежде всего в проведении экономических и политических преобразований, которые дали бы возможность создать надежные гарантии социальной защищенности людей. Эти гарантии имеют огромное значение для обеспечения психологической стабилизации общества, соблюдения принципов справедливости и гуманности во время проведения рыночных реформ, приватизации государственного имущества и т.д.

В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений. С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой прежде всего должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворенности административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.

Впервые такая должность была введена в Швеции в 1809 г. и получила название "парламентский омбудсмен".В другие страны данный институт стал постепенно проникать в XX в., но поистине триумфальное шествие его по миру наблюдается лишь с середины XX столетия.

В XX и XXI столетиях развитие рассматриваемого института привело, с одной стороны, к появлению специализированных омбудсменов (по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних, по делам национальных меньшинств, по вопросам здравоохранения, по вопросам информации и т.д.), а с другой стороны - к введению такого органа не только на общенациональном уровне, как это было изначально, но и на уровне отдельных административно-территориальных единиц. В некоторых государствах омбудсмены функционируют только на уровне муниципалитетов или (в частности, в федерациях) субъектов федерации. Специализация омбудсменов имеет целью главным образом повышение эффективности их деятельности.

На протяжении XIX и XX веков в общественном политическом и правовом сознании вначале в рамках отдельных государств, а затем и во всемирном масштабе укреплялась и развивалась ценность прав человека. Любые механизмы (в особенности новые и оригинальные) защиты прав человека стали привлекать к себе внимание политиков и общественности. Положительные особенности института омбудсмена предопределили его широкое распространение в мировой практике, причем в той или иной форме указанный институт воспринимают все новые и новые государства, в том числе Россия.

Так, к примеру, первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в 1981 году. Детский омбудсмен там является независимым, беспристрастным деятелем, представителем, третейским судьей, арбитром, предлагающим меры по улучшению в областях, касающихся детей. Омбудсмен по правам детей отстаивает нужды, права и интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции о правах ребенка и содействует ее распространению.

Институт уполномоченного по правам человека реализован как в странах англосаксонской правовой семьи - Великобритания (парламентский комиссар по делам администрации Великобритании), Новая Зеландия, Австралия, Канада, США, так и в странах входящих в романо - германскую правовую семью - Франция, Италия (гражданский защитник), Испания (защитник народа), Португалия (Проведор юстиции), Австрия (федеральная коллегия Народной правозащиты), ФРГ, Нидерланды.

В последнее время идея независимого омбудсмена получила широкое распространение в странах Восточной Европы. Наиболее успешные шаги в ее осуществлении были сделаны в Польше, где институт омбудсмена был учрежден еще в 1988 г. Аппарат польского уполномоченного по правам человека быстро превратился в ключевую правозащитную организацию. Позднее примеру Польши последовали другие страны Центральной и Восточной Европы - Литва и Венгрия, где были созданы собственные варианты концепции омбудсмена. Помимо того, практически во всех странах Балтии (Латвия, Эстония), Восточной Европы (Словакия, Эстония, Румыния, Хорватия, Босния и Герцеговина, Украина, Российская Федерация, Болгария) этот институт также успешно прижился и функционирует.

В ряде стран (Венгрия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Украина) наряду с омбудсменами "общей компетенции" функционируют специализированные омбудсмены. Их задачей является обеспечение прав наиболее уязвимых групп населения (детей, национальных меньшинств, эмигрантов, военнослужащих). Специализированный омбудсмен может быть учреждён как в коллективного института омбудсмена или как взаимодействующий с омбудсменом "общей компетенции", но не зависимый от него организационно (Венгрия, Польша, Украина).

Полезно знать:

Ответственность сторон по договору доверительного управления имуществом
Для договора доверительного управления нарушение обязательств со стороны учредителя управления нехарактерно. Условия его ответственности определяются общими нормами законодательства, в частности, ст. 15, 401 ГК РФ, устанавливающими ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязате ...

Криминология в России в 20-30-х гг. ХХ века
После Октябрьской революции 1917 г. развитие криминологии продолжалось главным образом под воздействием работ таких видных юристов, как А. А. Герцензон, А. А. Жижиленко, М. М. Исаев, А. А. Пионтковский. Около десяти лет подробно изучались многие аспекты преступности, например, ее территориальные ос ...

Понятие способов обеспечения исполнения обязательств
Обеспечение исполнения обязательств является традиционным институтом гражданского права. Многие из способов обеспечения были известны еще римскому праву. В настоящее время положения о них имеются в гражданском законодательстве стран как континентальной, так и англо-американской правовых систем. Одн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru