Институт омбудсмена как механизм защиты прав человека

Современное право » Институт омбудсмена как механизм защиты прав человека

В мире, где права человека являются высшей ценностью, их защита - дело чести. В настоящее время концепция защиты прав человека имеет отношение практически ко всем сферам не только государственной деятельности, но и общественной и личной жизни в современном обществе. Многообразие различных учреждений, занимающихся вопросами реализации и защиты прав человека, отражает современную действительность. Деятельность церквей, профсоюзных организаций, средств массовой информации, неправительственных организаций непосредственно связана с вопросами защиты прав человека, так же как и деятельность органов государственного управления, судов и других государственных структур.

Права человека охватывают отношения между отдельными лицами и между отдельными лицами и государством. Практическая задача защиты прав человека, таким образом, является прежде всего задачей национальной, и ответственность за ее решение должно нести каждое государство. Организация Объединенных Наций стала прилагать усилия, направленные на содействие созданию и укреплению национальных учреждений по правам человека начиная с 1946 года. Однако лишь в последние несколько лет международное сообщество смогло прийти к согласию относительно оптимальной структуры и функционирования этих органов.

Важную роль среди правовых механизмов и институтов, гарантирующих эффективную реализацию и защиту прав человека, играет уполномоченный по правам человека (омбудсмен).

Определение места института омбудсмена в системе механизма защиты прав человека имеет важное теоретическое и практическое значение. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяя и не пересматривая компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

В классическом виде омбудсмен - это независимое должностное лицо, которое получает жалобы о действиях государственных чиновников, проверяет их и после проверки дает рекомендации, не имеющие силу закона.

Омбудсмена является не только действенным средством парламентского надзора за деятельностью органов управления, но и не менее действенным средством защиты прав человека, а также свободы печати и других средств массовой информации, свободы собраний и слова, которые могут стать объектом ущемления со стороны тех, кто стоит у руля власти.

В современных условиях обеспечение прав и свобод гражданина заключается прежде всего в проведении экономических и политических преобразований, которые дали бы возможность создать надежные гарантии социальной защищенности людей. Эти гарантии имеют огромное значение для обеспечения психологической стабилизации общества, соблюдения принципов справедливости и гуманности во время проведения рыночных реформ, приватизации государственного имущества и т.д.

В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений. С точки зрения гражданина, омбудсмен представляет собой прежде всего должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворенности административным решением, процессом его принятия, а также действиями работников государственного аппарата.

Впервые такая должность была введена в Швеции в 1809 г. и получила название "парламентский омбудсмен".В другие страны данный институт стал постепенно проникать в XX в., но поистине триумфальное шествие его по миру наблюдается лишь с середины XX столетия.

В XX и XXI столетиях развитие рассматриваемого института привело, с одной стороны, к появлению специализированных омбудсменов (по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних, по делам национальных меньшинств, по вопросам здравоохранения, по вопросам информации и т.д.), а с другой стороны - к введению такого органа не только на общенациональном уровне, как это было изначально, но и на уровне отдельных административно-территориальных единиц. В некоторых государствах омбудсмены функционируют только на уровне муниципалитетов или (в частности, в федерациях) субъектов федерации. Специализация омбудсменов имеет целью главным образом повышение эффективности их деятельности.

На протяжении XIX и XX веков в общественном политическом и правовом сознании вначале в рамках отдельных государств, а затем и во всемирном масштабе укреплялась и развивалась ценность прав человека. Любые механизмы (в особенности новые и оригинальные) защиты прав человека стали привлекать к себе внимание политиков и общественности. Положительные особенности института омбудсмена предопределили его широкое распространение в мировой практике, причем в той или иной форме указанный институт воспринимают все новые и новые государства, в том числе Россия.

Так, к примеру, первый омбудсмен по правам ребенка был назначен в Норвегии в 1981 году. Детский омбудсмен там является независимым, беспристрастным деятелем, представителем, третейским судьей, арбитром, предлагающим меры по улучшению в областях, касающихся детей. Омбудсмен по правам детей отстаивает нужды, права и интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции о правах ребенка и содействует ее распространению.

Институт уполномоченного по правам человека реализован как в странах англосаксонской правовой семьи - Великобритания (парламентский комиссар по делам администрации Великобритании), Новая Зеландия, Австралия, Канада, США, так и в странах входящих в романо - германскую правовую семью - Франция, Италия (гражданский защитник), Испания (защитник народа), Португалия (Проведор юстиции), Австрия (федеральная коллегия Народной правозащиты), ФРГ, Нидерланды.

В последнее время идея независимого омбудсмена получила широкое распространение в странах Восточной Европы. Наиболее успешные шаги в ее осуществлении были сделаны в Польше, где институт омбудсмена был учрежден еще в 1988 г. Аппарат польского уполномоченного по правам человека быстро превратился в ключевую правозащитную организацию. Позднее примеру Польши последовали другие страны Центральной и Восточной Европы - Литва и Венгрия, где были созданы собственные варианты концепции омбудсмена. Помимо того, практически во всех странах Балтии (Латвия, Эстония), Восточной Европы (Словакия, Эстония, Румыния, Хорватия, Босния и Герцеговина, Украина, Российская Федерация, Болгария) этот институт также успешно прижился и функционирует.

В ряде стран (Венгрия, Литва, Польша, Россия, Румыния, Украина) наряду с омбудсменами "общей компетенции" функционируют специализированные омбудсмены. Их задачей является обеспечение прав наиболее уязвимых групп населения (детей, национальных меньшинств, эмигрантов, военнослужащих). Специализированный омбудсмен может быть учреждён как в коллективного института омбудсмена или как взаимодействующий с омбудсменом "общей компетенции", но не зависимый от него организационно (Венгрия, Польша, Украина).

Полезно знать:

Признаки ценных бумаг
Прежде всего, как уже говорилось, ценная бумага — это, документ и, во-вторых, документ, удостоверяющий имущественные права. В этих двух постулатах и кроется первая пара противоречий. Во-первых: законодатель в Кодексе однозначно отделил ценные бумаги — вещи от иного имущества (прав на вещи). Но ведь ...

Третьи лица, их виды
В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесены третьи лица. Как и стороны, третьи лица в гражданском процессе могут появиться только в исковом производстве. Сторон в исковом производстве бывает только две. В связи с этим третьим участником гражданского процесса может стать третье лицо. От ...

Понятие трасологии и ее значение для расследования преступлений
К следам как к объектам трасологического исследования относят не все материальные следы, а лишь те из них, в которых отобразились особенности внешнего морфологического строения оставившего их объекта (то есть материальные следы в узком их понимании). Основу трасологии составляет ряд принципиальных ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru