Типология государства

Современное право » Типология государства

Вообще типология – классификация по ключевым признакам. Типология, типы государств – их научная классификация по наиболее ключевым признакам, отражает наиболее общие закономерности их возникновения, развития и функционирования; - это классификация, предназначенная для всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность расширить их социальную сущность. Знания о фактах истории государства, причинах его появления, развития, объясняют сущность данного государства, позволяет наиболее глубоко выявить признаки, свойства. А главное: закономерности развития, структурные изменения, что исключительно помогает прогнозировать дальнейшее существование того или иного общества.

Важность данной темы заключается в том, что государство играет определяющую роль в жизни общества. Государство - совокупность институтов власти, обслуживающих интересы общества. Тип государства связан с сущностью государства, с его функциями. Грамотная классификация – это крайне важно.

Следовательно, государство непосредственно влияет на нашу жизнь. Знать типологию государств, уметь их классифицировать – необходимо для члена современного общества. Более того, классифицируя государство, определяя его историческое место, зная сущность государства, мы можем определить его функции, прогнозировать дальнейшее его развитие.

Итак, целью данной работы является изучение научных типологий. Определить, являются ли они важным средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Задача данной работы – осветить наиболее общие подходы к проблематике типологии государства, раскрыть её исключительную важность.

Подходы к типологии государства

Тип государства – сумма важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны общества, представленного государством. В настоящее время, относительно типологии государства сложилось два основных подхода. Они отражают основной смысл, относительно всех существовавших когда-либо государств, дабы раскрыть их сущность, как основной механизм социального регулирования общества.

По факту, подходы к типологии государства – есть ни что иное как этапы его развития на протяжении истории. Каждый из подходов даёт возможность раскрыть основную сущность, основные функции государства. Знание и понимание определённых этапов даёт возможность сделать выводы о прошлом государства, о его развитии. Мы можем суммировать знания о государстве, сделать выводы о тех или иных задачах государства.

Формационный подход — методология изучения государства и права, основывающаяся на марксистском диалектико-материалистическом учении о смене общественно-экономических формаций. Это такой научный подход, который базируется на закономерностях развития государства и права как определенных политических реалиях, сменяемых на определенной стадии развития общества в результате разрешения (революционным способом) существующих антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Соответственно, основанием формационного подхода является учение о смене общественно-экономических формаций.

В соответствии с учениями авторов данного подхода, Карла Маркса, Иосифа Сталина, общество, на протяжении всего своего пути развития имело пять форм, т.н. общественно-политических формаций, в зависимости от преобладавшего в социуме типа производства, типа экономико-социальных отношений. Также определяющим фактором существа формации являлась господствующая форма собственности.

Сам основоположник данной типологии, в своих учениях делал большой упор на экономическую сторону процесса межличностных и межсоциальных отношений. Эту тенденцию мы можем наблюдать и в данном подходе. Форма собственности, форма типа производства – это экономическая сторона жизни общества.

Итак, с точки зрения формационного подхода, экономика формирует тип государства.

Общинно-первобытный – первый этап развития государства, первая формация. В сущности, период продолжался до появления государства. Характерен слабой развитостью экономических отношений: основная задача перед обществом состояла в физическом выживании; отсутствие классов. Из этого вытекает то, что принуждения к труду не существует: не работающий, не вкладывающий свою лепту в жизнь общества погибает. В обществе отсутствует какая-либо политическая власть, государственные институты. Социальные нормы представлены обычаями, традициями, табу и обрядами. Определяющий фактор экономики такого общества – полное отсутствие частной собственности, основные экономические связи в обществе представлены дарственной или бартерной процедурами. С точки зрения формационного подхода, общество перешло на качественно новый уровень развития с появлением государства – формированием нового типа производства, появлением излишков.

Рабовладельческое государство – второй этап развития государства, непосредственно с момента появления последнего. В этот период, с точки зрения формационный теории, в обществе появляются такие слои, как эксплуатируемые и эксплуататоры – рабы и рабовладельцы. Появление государства обозначалось необходимостью обеспечения безопасности, сохранения и развития собственности эксплуататоров. В этой формации появляется серьёзные классовые противоречия.

Феодальное государство – третий этап развития государства, сформировавшийся, преимущественно к средневековью. Первоочередной ценностью становится земля, эксплуататором является феодал, обладающий в собственности землёй. Эксплуатируются зависимые крестьяне, их труд.

Буржуазное государство – это такая формация, где главным действующим звеном экономики является эксплуатация рабоче-крестьянского пролетариата буржуазией. Характерен для государств развитых.

Коммунистическое государство – с точки зрения авторов, является конечной точкой развития общества, апогеем всего социума: бесклассовое общество равноденствия. Коммунизм, а, мн. нет, м. [нем. Kommunismus < лат. commūnis общий]. - Общественно-экономическая формация, которая, по предположению теоретиков марксизма, должна прийти на смену капитализму. (толковый словарь иностранных слов).

Цивилизационный подход в политологии базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития – развиваются самостоятельно. Соответственно, цивилизационный подход требует при изучении политической организации определенного общества рассматривать в первую очередь цивилизационную, национально-культурную специфику политической жизни.

Зарождение данного подхода связано с работами выдающего русского мыслителя и естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского (1822 – 1855). Он впервые в политической науке разработал и теоретически обосновал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), взаимоотношения которых строятся подобно живым организмам. Культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, проходя при этом естественно предопределенные стадии становления, возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Всего Данилевский выделяет 10 существовавших и существующих цивилизаций, имеющих самостоятельную ценность. Каждый культурно-исторический тип формирует собственные идеалы, на основании которых строится политическая система общества. Таким образом, мировая история представляет собой постоянную смену вы цивилизаций и сопутствующих им политических норм.

Сам автор данной теории, А.Д.Тойнби цивилизацией называл относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Изначально было выделено более 100 самостоятельных цивилизаций, но затем их количество было значительно сокращено. В своих трудах Тойнби выделял три этапа развития цивилизации:

Цивилизации локальные, каждая имеет определённую систему социальных институтов, механизмов государства. Это такие древние государства, как Шумерское, Древнеегипетское, Индское, Эгейское.

Особенные цивилизации, с соответствующими, особыми типами государств, существующих в таких формах исключительно в данном государстве. Выделяются индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.

Современные цивилизации, с присущей им государственностью, которая сложилась в настоящее время, характерная для современных государств публично-политическая власть. Основной признак: симбиоз традиционной и мировой политической культуры.

Первоочередным признаком для классификации цивилизации Тойнби называл: а) Религия и способ её организации, б) Территория и территориальная обособленность.

В конечном счёте была выделена 21 цивилизация: Египетская, Шумерская, Древнекитайская, Минойская, Андская, Майянская, Сирийская, Индская, Хеттская, Эллинская, Западная, Дальневосточная, Православная Христианская, Православная Российская, Дальневосточная, Иранская, Арабская, Индуистская, Мексиканская, Юкатанская, Вавилонская.

Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов» — середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы, кочевники Великой степи, османы, спартанцы, полинезийцы).

В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовыприродного мира и человеческой среды.

Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю.

Существует точка зрения, противоречащая классической типологии Тойнби. В книге «Столкновение Цивилизаций», автора Сэмюэля Хантингтона, выдвинута одноимённая книге теория. С точки зрения этой теории существует 8 цивилизаций, классифицирующихся, прежде всего, по социо-культурным признакам. Каждая цивилизация представляется минимум двумя государствами. С точки зрения автора выделяются следующие цивилизации:

Западная цивилизация

Исламская цивилизация

Индуистская цивилизация

Китайская цивилизация

Японская цивилизация

Латиноамериканская цивилизация

Православная цивилизация

Африканская цивилизация

По мнению автора данной концепции, между этими государствами постоянно существуют противоречия, идёт перманентное столкновение культур. По мнению автора, противоречия между ними, со временем, увеличиваются, становятся неразрешимыми.

Существует также трёхэтапная схема развития государства. Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главных этапа:

Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм.

Полезно знать:

Понятие транспортного обязательства и основания его возникновения
Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, – это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов). Но гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из трех предпосылок, ограничива ...

Практическое применение метода сравнительных продаж
В конце 2000 года в Подольском районе началось коттеджное строительство. Малоэтажные жилые комплексы – ряды сблокированных коттеджей, имеющих общие стены с однотипными соседскими домами. Слово «кондоминиум», обозначающее собственность, создаваемую и обустраиваемую трудами соседей-единомышленников, ...

Товарный кредит
В хозяйственной деятельности иногда возникает потребность во временном заимствовании не денежных средств, а сырья, материалов, семян и тому подобных вещей в натуре. При этом получатель нередко заинтересован в стабильности таких отношений, которую не может обеспечить реальный договор займа. В таких ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru