Полномочия Президента Российской Федерации

Современное право » Компетенция Президента Российской Федерации » Полномочия Президента Российской Федерации

Страница 2

На Президента возложен Конституцией ряд полномочий в отношении Государственной Думы: он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; может досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) созвать заседание Государственной Думы.

Президент обладает полномочиями распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст. 111 и 117). Эти случаи касаются тех экстремальных ситуаций, когда между Президентом и Государственной Думой возникают неразрешимые коллизии в отношении Правительства.

К полномочиям Президента относится подписание и обнародование федеральных законов (ст. 84 Конституции). Данная акция не является технической процедурой. Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон вето (veto).

Президенты многих стран обладают правом вето. В одних странах право носит абсолютный характер, т. е. является окончательным и не может быть отклонено, в других является отлагательным, т. е. законодательный орган может его преодолеть. К последнему виду относится и вето Президента РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 107) вето может быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания.

В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если же при повторном рассмотрении закон будет одобрен «ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Право Президента отклонить закон не распространяется на федеральный конституционный закон.

Вето Президентом используется достаточно часто. Главными основаниями для этого являются следующие дефекты в принятых федеральных законах: они противоречат Конституции; не согласуются с общепризнанными нормами международного права или противоречат международным обязательствам Российской Федерации; не соответствуют правилам законодательной техники (не имеют собственного предмета регулирования); недостаточно полно регулируют соответствующие отношения; применяемые термины не соответствуют терминам, содержащимся в других законах; отсутствует необходимое в установленных Конституцией случаях заключение Правительства и др.; содержат иные правовые дефекты. Значительное число отклоненных законов вызвано низким качеством подготовки проектов федеральных законов.

Президент дает письменное обоснование отклонения каждого конкретного закона.

Участие Президента в законотворческой деятельности выражается также и закреплении сто статуса как субъекта законодательной инициативы. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, могущим возникнуть в правотворческой деятельности. В предусмотренных в федеральном законодательстве случаях обязанность внесении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов составляет исключительную прерогативу Президента.

Так, за Президентом закреплена обязанность внесения в Государственную Думу проектов федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Соответствующие положения содержатся и в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» и регламентируются: п. 1 ст. 16 «Порядок внесения на ратификацию международных договоров»; п. 2 ст. 20 «Утверждение, принятие международных договоров»; п. 2 ст. 21 «Присоединение Российской Федерации к международным договорам»; п. 2 ст. 36 «Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Соотношение процессуальных норм АПК РФ и КоАП РФ при рассмотрении арбитражным судом дел, вытекающих из административных правоотношений
Немало спорных вопросов существует в соотношении норм АПК РФ и КоАП РФ. Дело в том, что Конституция РФ в ст.118 определяет: правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Здесь важно понимать, что такое разграничение не носит ис ...

Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу
Федеральный закон от 25 июля 2002 года "Об альтернативной гражданской службе" введен в действие с 1 января 2004 года. Из п. 1 ст. 14 данного Федерального закона следует, что к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решен ...

Полномочия и выборы Президента Республики Беларусь. Объекты гражданского права
Глава государства – это официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, официальное высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни страны и в отношениях с другими государствами. Глава государства может быть г ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru