Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Современное право » Порядок и основания введения чрезвычайного положения в РФ » Гарантии прав и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

Страница 2

Ограничение прав и свобод граждан зависит от содержания, способов реализации прав и свобод и характера корреспондирующих им обязанностей. Во-первых, это права и свободы, реализуемые при активном содействии государственных органов: право на труд, некоторые права на пользование достижениями культуры (ст.46) и т.д. Здесь механизм ограничения состоит в том, что обязанность государственных органов в обычных условиях обеспечивать осуществление прав и свобод при чрезвычайных ситуациях "трансформируется в их право прекратить начавшуюся по волеизъявлению граждан реализацию путем нанесения запретов, отказом создавать условия для нее.

Во-вторых, права и свободы, реализуемые гражданами собственными действиями: свобода научного, технического и художественного творчества (ст.47), свобода слова, печати, собраний (ст.50), право на объединение в общественные организации (ст.51), право на личную неприкосновенность (ст.54) и т.д. Чрезвычайное законодательство предоставляет государственным органам полномочия прямого вмешательства в начавшийся процесс их осуществления либо непосредственно предстоящий: установить общий запрет на совершение активных действий, а если право осуществляется вопреки запрету, то вмешаться в процесс реализации и прекратить его.

В-третьих, это права и свободы, закрепленные в других отраслях права, но приобретаемые гражданами во взаимодействии с административной властью. В условиях чрезвычайного положения аппарат управления вводит на осуществляемые права административно-правовые ограничения, например особый режим въезда и выезда граждан, временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия.

Чрезвычайные ситуации, особенно проявление социальных конфликтов в массовых, насильственных столкновениях больших групп людей практически всегда сопровождается перемещением людей из региона, где возникли столкновения, в безопасные районы страны. Однако отсутствие эффективного правового регулирования этого процесса приводит к возникновению серьезных социально-экономических и национально-культурных проблем, является источником новых социальных потрясений. Вопросы, связанные с массовым перемещением населения, стоят в одном ряду с задачами ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Перемещение лиц может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. на основе актов государственных органов в период действия ЧП о временном выселении граждан из районов, опасных для проживания. В последнем случае чрезвычайное законодательство обязывает государственные органы обеспечить этих граждан стационарными или временными жилыми помещениями. Однако изменение правового положения вынужденных переселенцев настолько велико, что без признания государством их особого статуса они не могут продолжать нормальную жизнедеятельность.

Общий статус вынужденного переселенца гарантирует его обладателю следующие права:

бесплатное временное проживание в специально отведенных местах временного размещения вынужденных переселенцев;

проживание у родственников или у других граждан с их согласия вне зависимости от размеров жилой площади, а также постановку на квартирный учет в общем порядке;

получение единовременного пособия;

обеспечение продуктами и товарами на равных основаниях с гражданами, проживающими в данной местности;

содействие в трудоустройстве в местах временного и нового постоянного проживания;

получение необходимой юридической, медицинской и социальной помощи;

получение информации о местонахождении родственников и состоянии оставленного имущества.

Пенсионеры и нетрудоспособные инвалиды имеют право на получение вне очереди мест в специальных учреждениях социального обеспечения. В случае отсутствия необходимых документов для получения пенсии она выплачивается в минимальном размере с последующим перерасчетом.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления и государственный контроль за их исполнением
Проблема разделения власти по вертикали в федеративном государстве не ограничивается исключительно вопросами такого разделения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Логическим продолжением ее являются проблемные вопросы разграничения властных полномочий между региональными ор ...

Классификация социальных норм
Социальные нормы имеют различное содержание. Кроме того, различные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения субъекта. Эталоны такого поведения, могут преобразов ...

Больничный до перехода на неполное рабочее время и в период работы на таких условиях
Перевод работника на неполное рабочее время относится к существенным условиям труда. Наниматель имеет право в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квали ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru