Этапы судебной реформы

Страница 1

Началом судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей». Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий с 5 до 10 лет.

Первый этап 1991 – 2014 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе. Этот тап судебной реформы завершился, когда демократические завоевания в области судоустройства и судопроизводства были приспособлены бюрократией к ее нуждам, органы судейского сообщества стали проводниками воли судейского начальства, а председатели судов добились узаконения своего пожизненного пребывания у власти. Объем полномочий этих должностных лиц превысил разумные и безопасные для независимости их коллег пределы. Конституционный Суд Российской Федерации получил незабываемый урок в период «поэтапной конституционной реформы» 1993 года, когда деятельность Суда была насильственно приостановлена, и этот опыт наложил отпечаток на практику конституционного контроля. Демократические реформы практически не коснулись прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, как бы ни менялись их названия.

Положительными результатами первого этапа судебной реформы оказались:

- подготовка правовых и, отчасти, организационных предпосылок возрождения судебной власти в России на демократических принципах;

- формальное признание непосредственного действия в России международных актов о правах человека в качестве части ее правовой системы;

- расширение круга вопросов, подлежащих разрешению судами;

- создание действующих моделей конституционного контроля и состязательного судопроизводства, перераспределение полномочий в системе «силовых» министерств и ведомств.

На этом этапе принимается ряд конституционных законов:

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2] (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[3] (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)

Второй этап 2014 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 2014 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Таким образом, вторая волна преобразований пришлась на начало нынешнего века, когда под эгидой Президента Российской Федерации обновилось процессуальное законодательство и были пересмотрены многие судоустройственные нормы. Превратившись из частного дела проникших в бюрократический аппарат энтузиастов в государственное мероприятие, судебная реформа изменила свою направленность и стала средством укрепления вертикали власти.

Результатами второго этапа судебной реформы стали:

- перераспределение каналов влияния на судебную систему от органов власти субъектов Российской Федерации в пользу Администрации Президента Российской Федерации;

- упрочение зависимости судей от председателей судов, а тех -от президентских структур;

- в конечном итоге - возвращение судебной системы к фактической роли придатка предержащей власти.

Продолжали заимствоваться, хотя и с купюрами, принятые в правовых государствах схемы организации судебной и правоохранительной деятельности (в частности, судебный контроль за предварительным расследованием уголовных дел). Внедрение новых институтов происходило при сопротивлении правоприменителей, которые продолжали и продолжают воспроизводить прежние обыкновения и, открыто либо под прикрытием буквалистского толкования законов, выхолащивать и игнорировать новшества, придавать им смысл, противоречащий замыслу законодателя.

Принятая в рамках второго этапа преобразований Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 - 2006 года (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805) фактически является документом, направленным не на развитие судебной системы, а лишь на обеспечение ее функционирования на лучших условиях и в расширенном варианте.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Сущность и функции кредита
Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала. Ссудный же капитал — это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности и удовлетворения потребности заемщика. Кредитные отношения предполагают как минимум наличие двух субъектов: кредитора и заемщика. ...

Нарушение порядка проведения трансплантации
Непосредственным объектом данного преступления является здоровье и жизнь другого человека. О понятии трансплантации мною рассматривалось в предыдущей статье. Донором является лицо, добровольно отдающее свои анатомические образования для пересадки больным людям. Реципиент – это лицо, которому с лече ...

Общие положения о правах и обязанностях юридически заинтересованных в исходе дела лиц
Права и обязанности юридически заинтересованных в исходе дела лиц закреплены в ряде статей ГПК. Однако принципиально важными являются положения ст.56 ГПК, которая прямо называет: · ряд общих прав и обязанностей этих лиц; · устанавливает их право совершать иные процессуальные действия, предусмотренн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru