Цели и задачи реформы судебной системы на современном этапе развития Российской Федерации

Современное право » Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение » Цели и задачи реформы судебной системы на современном этапе развития Российской Федерации

Страница 2

Гарантии независимости судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей Российской Федерации и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, кроме как внесением изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Конституция РФ 1993 г. (ст. 119) и Закон о статусе судей содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к кандидатам на судейские должности и судьям. Кроме того, Закон о статусе судей устанавливает дополнительные требования к кандидатам в судьи, в частности, сдачу квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационных коллегий судей, избираемых органами судейского сообщества и действующих на основании Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Таким образом, процесс осуществления судебной реформы прежде всего ориентирован на кадры. Судейский корпус должен состоять из квалифицированных, юридически грамотных и высоконравственных людей, способных честно и добросовестно выполнять свои обязанности. К сожалению, до сих пор отсутствие правовой культуры и грамотности, волокиту, непрофессионализм можно встретить и в кабинете следователя, и в зале суда. Без должного уровня кадров судебная реформа окажется бесполезной. Граждане и юридические лица, обращающиеся в суд, должны видеть несомненные преимущества судебного порядка разрешения конфликтов и споров, устранения юридических неопределенностей. Осуществление правосудия должно вверятся независимым и профессионально ориентированным, беспристрастным, обладающим высокими моральными качествами и правовой культурой личностям.

В условиях постоянного обновления законодательства изменяются подходы к его применению, и порой старые знания и навыки становятся помехой в работе, менталитет опытных судейских кадров отстает от новых задач, стоящих перед правосудием. В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002 – 2006 годы» отмечалось, что важными факторами, существенно влияющими на уровень осуществления правосудия, являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов.

Основатель судейской этики А.Ф. Кони считал, что судьям принадлежит в будущем первостепенная роль в исследовании условий и обстановки судебного процесса. Он надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях».

Важно отметить, что представления о судье как об особом должностном лице в условиях реформирования правовой и судебной систем изменяются в сторону повышения профессиональных и моральных требований к нему. Это требует от судьи постоянного внимания к повышению уровня своих правовых знаний и правовой культуры, надлежащего поведения в быту и при исполнении своих должностных обязанностей. Более того, меняется представление о деятельности и характере функций судьи в современных условиях. Если раньше судья призывался лишь к тому, чтобы точно применять букву закона к конкретному казусу по методу логического силлогизма, то теперь от него ждут большего: общество связывает с правосудием свои надежды на торжество социальной справедливости, на эффективную защиту от произвола со стороны представителей государственной власти, на обеспечение гарантий законности и правопорядка. Суд сегодня получает возможность оценить закон с точки зрения идеалов правового государства и способствовать законодателю в его совершенствовании. Именно конфликт между правосознанием судьи и устаревшим социальным содержанием закона является мощным стимулом прогрессивного правового развития.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Оценка эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти как инструмент повышения качества выполнения государственных функций
Рассмотрим показатели оценки результативности деятельности органов исполнительной власти с позиции реализации ими своих публично-нормативных обязательств в части осуществления бюджетных расходов. В соответствии с распоряжением Правительства РФ “Об утверждении программы Правительства РФ по повышению ...

Государственное предпринимательство
Предпринимательство является сердцевиной экономики, а экономика в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслимы без активного участия органов государства и местного ...

Ответственность по договору дарения
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору дарения строится на общих основаниях, урегулированных главой 25 Гражданского кодекса РФ. Однако, учитывая безвозмездный характер этого договора, закон предусмотрел из общих правил ряд изъятий, ограничивающих ответ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru