Цели и задачи реформы судебной системы на современном этапе развития Российской Федерации

Современное право » Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение » Цели и задачи реформы судебной системы на современном этапе развития Российской Федерации

Страница 3

Суды теперь имеют возможность активно влиять на исключение неконституционных законов из системы правовых актов. С введением института запроса судов общей и арбитражной юрисдикции суды освобождаются от прежнего двусмысленного положения, когда они должны были следовать закону, который считали не соответствующим Конституции. Предоставление судам такого правового средства реагирования на несоответствие закона Конституции повышает их ответственность за реальное действие конституционных норм. Кроме того, согласно Постановлению Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» суд общей юрисдикции, проверяя соответствие закона субъекта РФ федеральному закону по правилам, установленным ГПК РСФСР, вправе признавать закон субъекта РФ противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению, что влечет за собой необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом власти, его принявшим. Однако суды общей юрисдикции не вправе признавать закон субъекта РФ, противоречащий федеральному закону, недействительным, т.е. утратившим юридическую силу, тем более с момента его принятия. Федеральным конституционным законом могут быть установлены полномочия не только судов общей юрисдикции, но и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по проверке соответствия федеральному законодательству законов субъектов РФ.

В Концепции судебной реформы высказана особая озабоченность нищетой, низким уровнем материально-технического обеспечения судебной системы и судей. Прежде всего, отмечалось неудовлетворительное состояние зданий судов, отсутствие специальных помещений для конвоя и подсудимых, слабое оснащение залов судебного заседания, отсутствие в судах диктофонов, магнитофонов и компьютеров, низкая обеспеченность оргтехникой для оперативного тиражирования документов, невысокий заработок и жилищные проблемы судей. Для превращения судов в равноправную, уважаемую ветвь власти требовалось серьезное укрепление их материальной базы, ведь даже внешний и внутренний вид большинства «дворцов правосудия» олицетворял собой проблемы государственной власти в целом. В правовом государстве вопросы финансирования судов непосредственно связаны с обеспечением самостоятельности судебной власти, независимости судей и права граждан на судебную защиту.

В соответствии с Основными принципами независимости судебных органов, принятыми седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренными резолюциями Генеральной Ассамблеи 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г., каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Таким образом, реальная ситуация в сфере судопроизводства и судоустройства остается достаточно сложной. Судебная реформа и, в частности, реформа судоустройства не завершена, практическое воплощение задуманного сталкивается со многими проблемами. Как следствие, существует необходимость дополнительных мер для проведения в жизнь положений, закрепленных в существующей Концепции судебной реформы.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Малое и среднее предпринимательство как объект правовой поддержки
Малый бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированн ...

Сравнительная характеристика публичного конкурса и публичных торгов
Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Ес ...

Определение размера компенсации морального вреда
В ст. 151 ГК РФ законодатель установил ряд критериев, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда: -вина нарушителя; -степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред; -иные, заслуживающие в ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru