Создание нормативно-правовой базы с целью повышения качества правосудия

Современное право » Судебная реформа: направление, эффективность, кадровое обеспечение » Создание нормативно-правовой базы с целью повышения качества правосудия

Страница 1

Качество правосудия во многом зависит от уровня обеспечения права каждого на справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Одним из таких непременных условий является законодательное обеспечение судебной деятельности.

В вышеприведенных главах были обозначены задачи, поставленные с целью повышения качества, оперативности и эффективности осуществления правосудия.

Говоря путях повышения качества правосудия, хотелось бы прежде всего обозначить недопустимость брака в рассмотрении гражданских и уголовных дел, а так же важность соблюдения установленных законом сроков.

При сложившейся ситуации, обозначенной выше, хотелось обозначить необходимость перераспределения нагрузки между судьями, ведь от этого напрямую зависит качество выполнения возложенных на судей обязанностей.

Необходимо обозначить важность предупреждения правонарушений и правовое воспитание граждан.

Всесторонний анализ деятельности судов приводит к выводу о том, что продолжают иметь место недостаточное качество судебной работы, порой отсутствие должностного контроля за сроками прохождения судебных дел, слабая работа по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, недостаточная квалификация судей в решении тех или иных вопросов.

Необходимо уделять особое внимание вопросу подготовки судейских кадров на всех уровнях, надлежащей организации юридической учёбы судей и государственных служащих.

С этой целью достижения обозначенных выше целей, принято и вступило в силу множество нормативных актов, таких как Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которым установлены порядок формирования, состав и компетенция судов общей юрисдикции (за исключением военных судов и мировых судей), предусмотрена процедура апелляционного рассмотрения не вступивших в силу судебных решений. В связи с введением апелляционных процедур внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», направленные на предотвращение коррупции в органах судебной власти, устанавливающие обязанность кандидата на должность судьи и судей представлять сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. По инициативе Верховного Суда Российской Федерации в целях формирования доверия к российской судебной системе был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», направленный на обеспечение прозрачности, публичности и гласности правосудия.

Принятие указанных законов, а также федеральных законов «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» делает судебную систему более эффективной, открытой, доступной и независимой, что является основой уважения к суду, а главное, направлено на повышение доверия граждан России к судебной власти, уверенности в способности органов правосудия профессионально и эффективно защитить их права и законные интересы.

Важнейшими показателями эффективности реализации судебной реформы является динамика рассмотрения дел судами, которая свидетельствует о позитивных тенденциях в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Наблюдается общее сокращение сроков рассмотрения дел:

- от 3 месяцев до одного года включительно рассмотрено 157,6 тысяч дел или 8% от общего числа дел, оконченных производством (в 2003 году - 176,2 тысячи или 8,1%);

- свыше 1 года - 40,5 тысяч дел или 2% от общего числа дел, оконченных производством (в 2003 году – 56 тысяч или 2,6%).

Доверие к арбитражным судам и их авторитет в обществе постоянно возрастает. Это наглядно подтверждается данными судебной статистики.

Качество правосудия определяется, в первую очередь, количеством измененных и отмененных судебных актов. Следует отметить, что эти показатели за последние годы достаточно стабильны.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Судебная защита гражданских прав
Все граждане и организации в России имеют различные субъективные права. Права граждан и организаций регламентируют поведение и стиль жизни, определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей. Для этого права должны осуществляться беспрепятственно или обладать возможностью принудительного испо ...

Государственные органы
Статья 12 Закона "О безопасности” дает достаточно широкий перечень государственных органов, отнесенных к силам обеспечения безопасности. Вместе с тем, степень участия этих органов в решении вопросов безопасности страны различна, формы и методы работы также имеют существенные отличия и особенно ...

Конституционная защита прав предпринимателей
Нарушенные права и интересы предпринимателей могут быть защищены Конституционным Судом РФ. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О конституционном суде РФ» Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru