Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Современное право » Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Страница 1

Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления получил свое отражение в общетеоретических и прикладных работах по вопросам истории и теории государства и права, отечественного и зарубежного конституционализма, государственного управления, местного самоуправления. Среди современных белорусских авторов можно назвать труды А.Л.Завадского, В.Н.Кивеля, А.П.Мельникова, В.И.Ноздрина-Плотницкого, В.В.Осмоловского, Е.П.Сапелкина, В.К.Сидорчук, В.Г.Тихини, В.И.Шабайлова, В.В.Шинкарева, среди российских авторов – И.В.Бабичева, И.Я.Выродова, В.Б.Евдокимова, И.А.Саначева, А.И.Черкасова.

Актуальность темы заключается, во-первых, в необходимости изучения практических механизмов реализации местного управления и самоуправления за рубежом, во-вторых, в попытке оценить возможности их адаптации в Республике Беларусь, в-третьих, в осознании того, что в нашем государстве начались процессы повсеместного утверждения местного управления и самоуправления как одного из важнейших институтов и составляющих элементов эффективной формы политической самоорганизации местных сообществ, в-четвертых, при всей важности проблем функционирования местного управления и самоуправления их анализ в научной литературе является теоретически поверхностным и недостаточным.

Формирование демократической государственности, качественное функционирование гражданского общества, достижение гармоничного взаимодействия государства и народовластия, обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь предопределяют потребность в переосмыслении целого блока проблем в сфере местного управления и самоуправления. Поиск и использование оптимальной модели местного управления и самоуправления является одним из важнейших направлений государственного строительства в Республике Беларусь.

Система государственного управления в Республике Беларусь в начале XXI века сложилась как «вертикаль власти», способная осуществлять свои функции адекватно реальным потребностям, интересам всех социальных групп общества и в соответствии с нормами, закрепленными в белорусском законодательстве. Органы местной власти играют особую роль в современном гражданском обществе по ряду объективных причин. «Первой инстанцией, куда обычно обращается гражданин, является орган местной власти. И поэтому, насколько эффективно работают местные органы управления и самоуправления в конкретном населенном пункте, во многом будет зависеть уровень доверия граждан к власти» [1, с. 19].

Республика Беларусь как европейское демократическое государство изучает позитивный опыт других стран и адаптирует его к своим условиям. Между тем, следует иметь в виду, что «наша страна имеет свои особенности, отличный от других уровень социально-экономического развития, иные жизненные стандарты, менталитет населения, свой опыт организации управления. Это, безусловно, оказывает и впредь будет оказывать влияние на структуру и функции ее управляющих органов» [2, с. 14].

Совет Европы принял 15 октября 1985 г. Европейскую Хартию местного самоуправления, накоплена богатейшая западная литература по тематике муниципального права. Однако правотворческая и правоприменительная практика убедительно доказала, что «иностранный опыт в белорусских условиях может быть учтен, но ни в коей мере зарубежные институции не могут быть механически заимствованы» [3, с. 5].

Процессы становления и развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь идут медленнее, чем в других странах СНГ, не говоря о дальнем зарубежье. «Поэтому использование того или иного метода повышения эффективности местного управления и самоуправления в Республике Беларусь зависит и определяется концептуальными преобразованиями в отношении компетенции и функциональных полномочий тех или иных уровней власти: центрального, областных и г. Минска, районных в городах или городских областного подчинения; их органов» [4, с. 95].

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Международные частные лица
Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивает­ся территорией одного государства и может осуществляться во многих странах. Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые соз­даны, во-первых, либо непосредственно в силу междунар ...

Обязанности налогоплательщиков
Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую оче ...

Полномочия и выборы Президента Республики Беларусь. Объекты гражданского права
Глава государства – это официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, официальное высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни страны и в отношениях с другими государствами. Глава государства может быть г ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru