Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Современное право » Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Страница 2

В настоящее время, по мнению значительной части западных политологов, «органы местного управления и самоуправления в ряде стран имеют ограниченные возможности в реализации функций из-за давления на них центральной власти. Этот процесс наблюдается и в Республике Беларусь» [5, с. 93].

Большинство способов организации местного управления в зарубежных странах предусматривает сохранение определенной вертикали от центра к местам. И главным здесь является обоснованное соотношение общегосударственных, коллективных, групповых и личных интересов по иерархии управленческой вертикали. «Сочетание централизма и децентрализма в государственном управлении может применяться на практике в разных сочетаниях и в каждой стране носит совершенно индивидуальный характер. Однако, несмотря на это, можно выделить три основные модели. Это англосаксонская, континентальная и иберийская. Каждая из этих моделей призвана максимально отвечать условиям той или иной страны, сложившемуся в ней обычному праву, степени зрелости ее социальных институтов, менталитету населения» [6, с. 74].

Англосаксонская модель самоуправления нашла свое распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других государствах мира, бывших английских колониях, где действует англосаксонское право, и обладает следующими чертами:

местные представительные органы действуют автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямого подчинения центральной власти нет;

на местах отсутствуют делегатуры (представители) центрального правительства;

контроль за деятельностью местных органов осуществляется «косвенным путем», через центральные министерства или суд.

Плюсом англосаксонской системы самоуправления является отсутствие назначаемых на местном уровне центральным правительством государственных чиновников. В основном, «местными делами управляют избранные населением представительные органы (советы, собрания), а исполнительными органами являются избираемые гражданами или формируемые представительными органами мэры и постоянные комиссии, в состав которых наряду с членами совета (депутатами) входят и профессионалы (муниципальные служащие). Минусом данной системы называют определенную обособленность. Данная модель функционирует наиболее хорошо только в условиях двухпартийной системы» [7, с. 12].

Континентальная (романо-германская) модель самоуправления распространена в Европе, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в странах франкоязычной Африки и основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. На местном уровне работают специальные уполномоченные правительства, которые осуществляют контроль за органами местного самоуправления. Плюсом данной модели самоуправления является обеспечение единства действий центральной государственной власти и управления на местах. Данная модель самоуправления предоставляет возможность населению и его представительному органу самим решать местные дела при контроле со стороны представителей центра на местах.

Наиболее показателен опыт Франции. «В высшую административно-территориальную единицу – регион (их во Франции более 20) – назначается комиссар республики. Одновременно в регионе в каждом департаменте избирается местный представительный орган – совет. В нижней единице – округе – имеется только одно должностное государственное лицо, назначенное централизованно, – префект. В самой низовой административно-территориальной единице – коммуне – никаких назначенных органов нет. Здесь население избирает совет, а последний – мэра и его заместителей» [8, с. 154].

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Особенности регулирования труда государственных служащих и муниципальных служащих
На государственных служащих и муниципальных служащих распространяется трудовое законодательство с особенностями, которые установлены для регламентации их труда специальными нормативными правовыми актами. В соответствии со ст. 22 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" ...

Понятие прокуратуры, ее правовая основа
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В латинском языке слово «procuro» означа ...

Правопреемство государств в отношении договоров между государствами
Обязательства или права Го - предшественника по договорам, находящимся в силе в момент правопреемства Го, не становятся обязательствами или правами Го - преемника по отношению к другим государствам - участникам таких договоров в силу того факта, что это государство - предшественник и государство - ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru