Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Современное право » Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Страница 3

В настоящее время между этими двумя классическими моделями самоуправления сложилось несколько промежуточных. Например, «в скандинавских государствах (Дания, Швеция) имеется три уровня управления – местный (муниципалитеты), региональный и государственный. Два из них, местный и региональный, относятся к местному самоуправлению и на законодательном уровне отделены от государственного. Местный отвечает за школьное образование, детские сады, интеграцию беженцев и эмигрантов, вывоз мусора и водоснабжение, местные дороги и т.д. В ведении регионального уровня, например, в Швеции 75 процентов компетенции составляют вопросы здравоохранения. Остальная доля компетенции приходится на региональные дороги, вопросы планирования и т.д. Общегосударственный уровень (парламент, правительство) принимает законы и занимается вопросами государственного значения. Характерным является то, что между уровнями управления нет совмещения компетенции и поэтому нет законодательных оснований для вмешательства одних в дела других» [7, с. 13].

По третьей модели регионального управления – так называемой иберийской (поскольку она распространена в Испании, Португалии и ряде испаноговорящих стран Латинской Америки) – «все органы управления на местах выборные. Избирается местный совет. Главу местной администрации может избирать как местный совет, так и сами граждане. Глава местной администрации избирается в качестве председателя совета и после избрания становится исполнительным органом совета и утверждается в качестве представителя правительства в данной административно-территориальной единице. Положительное значение данной модели состоит в том, что здесь нет централизованно назначенных служащих для контроля за действиями местного самоуправления, хотя есть представители государственной власти, избранные населением. Существование таких должностных лиц обеспечивает организационные связи государственной власти и местного самоуправления, что отсутствует в англосаксонской модели» [8, с. 155].

Некоторые специалисты выделяют также «советскую модель, которая существовала в СССР и других социалистических странах, сохраняется в Китае, Северной Корее и на Кубе. Ее характерной особенностью является подчинение любых органов государственной власти партийным структурам» [9, с. 60].

Существующее в Республике Беларусь местное управление и самоуправление нельзя отнести ни к одной из названных моделей и оно представляет собой «модифицированную модель организации советской власти на местах с урезанными полномочиями» [5, с. 94]. Оно также не соответствует и модельному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятому в 1997 году на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ [10, с. 17].

Современные ученые-компаративисты утверждают, что для корректности сравнения правовых систем местного управления и самоуправления зарубежных стран с Республикой Беларусь следует брать такие страны, как Австрия, Чехия, Словакия, Швеция, Нидерланды, Венгрия и ряд других, поскольку все они:

унитарные по своему административно-территориальному устройству;

мононациональные;

примерно равные по численности (6–15 миллионов человек населения);

относятся к континентальной системе права;

характеризуются европейским менталитетом.

Только в этом случае опыт может быть успешно применен и даст ожидаемый социальный результат. В таких странах с устойчивыми демократическими традициями и рыночно ориентированной экономикой простым людям обычно все равно, какая партия у власти, кто президент или премьер-министр и т.д. Для примера можно привести Италию, где «правительство страны за послевоенный период менялось почти 60 раз! А экономика, тем не менее, развивалась очень успешно. И наоборот, такие вопросы, как размер местных налогов, работа муниципальной почты, больниц, школ, библиотек, качество дорог и т.д. крайне интересуют граждан. Именно это зависит от законодательного регулирования и эффективной работы органов местного управления и самоуправления» [8, с. 152].

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ
Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже: В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переме ...

Умысел и его виды
В ч. 1 ст. 25 УК РФ указывается: «Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом». Из данного положения закона вытекает, что умысел подразделяется на прямой и косвенный. В законе формулируется понятие прямого умысла (ч. 2 ст. 25 УК РФ). В частнос ...

Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах
С формально-правовой точки зрения договоры по международному гуманитарному праву, участником которых является Россия, адресованы Вооруженным Силам государства, которые составляют основу обороны Российской Федерации. Именно вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru