Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Современное право » Зарубежный опыт функционирования местного управления и самоуправления: перспективы внедрения в Республике Беларусь

Страница 3

В настоящее время между этими двумя классическими моделями самоуправления сложилось несколько промежуточных. Например, «в скандинавских государствах (Дания, Швеция) имеется три уровня управления – местный (муниципалитеты), региональный и государственный. Два из них, местный и региональный, относятся к местному самоуправлению и на законодательном уровне отделены от государственного. Местный отвечает за школьное образование, детские сады, интеграцию беженцев и эмигрантов, вывоз мусора и водоснабжение, местные дороги и т.д. В ведении регионального уровня, например, в Швеции 75 процентов компетенции составляют вопросы здравоохранения. Остальная доля компетенции приходится на региональные дороги, вопросы планирования и т.д. Общегосударственный уровень (парламент, правительство) принимает законы и занимается вопросами государственного значения. Характерным является то, что между уровнями управления нет совмещения компетенции и поэтому нет законодательных оснований для вмешательства одних в дела других» [7, с. 13].

По третьей модели регионального управления – так называемой иберийской (поскольку она распространена в Испании, Португалии и ряде испаноговорящих стран Латинской Америки) – «все органы управления на местах выборные. Избирается местный совет. Главу местной администрации может избирать как местный совет, так и сами граждане. Глава местной администрации избирается в качестве председателя совета и после избрания становится исполнительным органом совета и утверждается в качестве представителя правительства в данной административно-территориальной единице. Положительное значение данной модели состоит в том, что здесь нет централизованно назначенных служащих для контроля за действиями местного самоуправления, хотя есть представители государственной власти, избранные населением. Существование таких должностных лиц обеспечивает организационные связи государственной власти и местного самоуправления, что отсутствует в англосаксонской модели» [8, с. 155].

Некоторые специалисты выделяют также «советскую модель, которая существовала в СССР и других социалистических странах, сохраняется в Китае, Северной Корее и на Кубе. Ее характерной особенностью является подчинение любых органов государственной власти партийным структурам» [9, с. 60].

Существующее в Республике Беларусь местное управление и самоуправление нельзя отнести ни к одной из названных моделей и оно представляет собой «модифицированную модель организации советской власти на местах с урезанными полномочиями» [5, с. 94]. Оно также не соответствует и модельному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятому в 1997 году на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ [10, с. 17].

Современные ученые-компаративисты утверждают, что для корректности сравнения правовых систем местного управления и самоуправления зарубежных стран с Республикой Беларусь следует брать такие страны, как Австрия, Чехия, Словакия, Швеция, Нидерланды, Венгрия и ряд других, поскольку все они:

унитарные по своему административно-территориальному устройству;

мононациональные;

примерно равные по численности (6–15 миллионов человек населения);

относятся к континентальной системе права;

характеризуются европейским менталитетом.

Только в этом случае опыт может быть успешно применен и даст ожидаемый социальный результат. В таких странах с устойчивыми демократическими традициями и рыночно ориентированной экономикой простым людям обычно все равно, какая партия у власти, кто президент или премьер-министр и т.д. Для примера можно привести Италию, где «правительство страны за послевоенный период менялось почти 60 раз! А экономика, тем не менее, развивалась очень успешно. И наоборот, такие вопросы, как размер местных налогов, работа муниципальной почты, больниц, школ, библиотек, качество дорог и т.д. крайне интересуют граждан. Именно это зависит от законодательного регулирования и эффективной работы органов местного управления и самоуправления» [8, с. 152].

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Понятие теоретических основ следственной тактики
Изучение криминалистической литературы и следственной практики показывает, что до настоящего времени криминалистическая тактика не полностью отвечает потребностям следственной деятельности. Она в основном ограничивается разработкой тактических рекомендаций при проведении отдельных следственных дейс ...

Особенности порядка взыскания алиментов в международном частном праве
Имеется множество двусторонних международных договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Россией с другими странами: Грецией, Испанией, Италией, Египтом, Кипром, Китаем, Польшей, Венгрией, Индией, а также с рядом стран на постсоветском пространстве. Однако пр ...

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Принцип недопустимости характеризует гражданское право как частное право. Он обращен, прежде всего, к публичной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собстве ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru