Виды государственного контроля в Российской Федерации

Современное право » Государственный контроль в сфере исполнительной власти » Виды государственного контроля в Российской Федерации

Страница 1

В теории административного права существуют различные классификации государственного контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих государственный контроль, в Российской Федерации можно выделить следующие виды государственного контроля: президентский контроль; контроль, осуществляемый представительными (законодательными) органами; контроль Счетной палаты; контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; судебный контроль; контроль Уполномоченного по правам человека.

Все указанные виды контроля непосредственно действуют в сфере исполнительной власти.

Специфика президентского контроля определяется конституционным статусом Президента России как главы государства, не принадлежащего ни к одной ветви власти. Президентский контроль - вид общего надведомственного государственного контроля, осуществляемый Президентом лично, а также через уполномоченные органы, по проверке соблюдения и исполнения федеральных законов, указов, распоряжений, поручений Президента, постановлений, распоряжений и поручений Правительства, принятых в их исполнение, соответствующих программ.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти предопределены той ролью, которую он играет в ее организации и функционировании. Объектами президентского контроля здесь являются органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Общая контрольная компетенция вытекает из ряда конституционных норм, закрепляющих исключительные правомочия Президента Российской Федерации (п. "а", "б", "в", "д" Статьи 83, ч. 3 Статьи 115 Конституции Российской Федерации).

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Таким образом, особенность президентского контроля заключается в подконтрольности ему всей системы исполнительной власти.

Контроль представительных (законодательных) органов является самостоятельным видом общего внешнего государственного контроля.

Содержание данного вида государственного контроля включает в себя следующие характеризующие и определяющие его понятие составляющие: контроль при принятии законов; контроль в деятельности парламентских фракций, групп, комитетов и комиссий; финансовый контроль; контроль при реализации кадровых полномочий, а также иные формы контроля представительных органов, предусмотренные законодательством и регламентами палат Федерального Собрания.

Контроль органов законодательной власти осуществляется как Государственной Думой, так и Советом Федерации. Формами такого контроля являются парламентский и депутатский запросы к органам исполнительной власти и их должностным лицам, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, утверждение Советом Федерации указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом РФ вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Краски с изменяющимся цветом
Так, например, эмблема Банка России на банкноте в 500 рублей образца 1997 года модификация 2004 года при рассмотрении под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый. Эмблема банка России Эмблема банка России цвет при прямом освещении цвет в косопадающем освещении Серийный ...

Советское государство и право в период НЭПа
Причины перехода к НЭПУ. Содержание новой экономической политики. Внесение изменений в государственную систему. Ликвидация чрезвычайных органов государственной власти и управления. Кампания по «оживлению» Советов. Реорганизация правоохранительных органов. Упразднение ВЧК. Создание ОГПУ. Судебная ре ...

Режимы защиты информации
Цели защиты информации: 1) предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации; 2) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации; 3) реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию. На основ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru