Виды государственного контроля в Российской Федерации

Современное право » Государственный контроль в сфере исполнительной власти » Виды государственного контроля в Российской Федерации

Страница 3

Контроль в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта (по вопросам безопасности движения), Министерство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн), Министерство труда и социального развития (контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда), Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом, сохранностью культурных ценностей).

Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделения внутри федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью межведомственного контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления, на которые распространяется межведомственный контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей природной среды", государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности, они вправе посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, иными материалами; назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде.

Органы исполнительной власти, осуществляя контроль, используют разнообразные методы. Они проводят ревизии и проверки фактического состояния дел, заслушивают отчеты должностных лиц, проверяют сообщения печати и жалобы, акты управления.

Следующим видом контроля является судебный контроль, осуществляемый всеми видами судов. Все они в процессе своей деятельности могут контролировать законность издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Судебный контроль - это форма государственной юрисдикционной деятельности: по проверке и оценке конституционности и законности актов, решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и иных органов, реализующих полномочия публично-властного характера и их должностных лиц; разрешению социально-правового спора (конфликта); способ защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина и юридических лиц. Данный вид контроля имеет самостоятельную правовую цель - обеспечение реализации прав и свобод и предполагает реализацию властных полномочий для ее достижения. Применение судебного контроля как юрисдикционной формы защиты нарушенного права основано на принципе диспозитивности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Факультативные признаки объективной стороны преступления
Факультативные признаки объективной стороны преступления для одних составов преступлений являются обязательными признаками, а для других – не являются. К примеру, для преступлений, связанных с причинением вреда здоровью (ст. ст. 111–118 Уголовного кодекса РФ), не имеет значения место совершения пре ...

Принципы и функции гражданского права
Принципы гражданского права - это выраженные в нормах права основополагающие, руководящие начала, выражающие его сущность и направляющие развитие и функционирование всех элементов системы гражданского права. Основные начала гражданского права законодательно закреплены в ст. 1 ГК РФ. Принцип юридиче ...

Наследование по закону
Если собственник не оставил завещания, которым определена судьба принадлежащего ему имущества на случай его смерти, то это имущество переходило к лицам, указанным в законе XII таблиц. Термин "наследование по закону" следует воспринимать не в буквальном, а в понятийном смысле. Наследование ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru