Основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти

Современное право » Государственный контроль в сфере исполнительной власти » Основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти

Страница 1

Федеральная система государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти – сложное и емкое понятие, поскольку такой контроль в пределах своих полномочий осуществляют не только на федеральном уровне, но и в регионах, причем все государственные органы, их руководители и иные должностные лица. Вместе с тем образованы и действуют особые системы государственных органов, для которых осуществление надведомственного и ведомственного, общего и специализированного контроля является единственным назначением.

В научной литературе выделяют:

1) общий контроль за организацией деятельности органов исполнительной власти, включая состояние исполнительской дисциплины;

2) контроль в финансовой и бюджетной сферах;

3) контроль в кадровой сфере и за исполнением законодательства о государственной службе;

4) контроль за законностью актов органов исполнительной власти;

5) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти.

Общий контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Ведущая роль в осуществлении данного вида контроля принадлежит Президенту Российской Федерации.

Существуют следующие формы непосредственного контроля, которые может использовать Президент Российской Федерации при осуществлении общего контроля: личное посещение тех или иных организаций; рассмотрение докладов министров и других руководителей, федеральных и региональных органов исполнительной власти о состоянии работы, а также по соблюдению законности и прав человека и др.

Необходимым условием эффективности финансовых отношений в деятельности органов исполнительной власти выступает контроль в финансовой сфере. Этот контроль, прежде всего, охватывает финансовую деятельность органов исполнительной власти, но он в определенной форме (путем проверки составления налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи, в процессе выполнения ими государственных заказов и т.п.) также касается подведомственных органам исполнительной власти органов и организаций.

Следующим направлением государственного контроля в сфере исполнительной власти является контроль в кадровой сфере, за исполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Важнейшей правовой формой непосредственного контроля со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам является право назначения на должности в федеральные органы исполнительной власти, увольнение руководителей от должности и привлечение к дисциплинарной ответственности. В отношении определенных лиц это право Президента Российской Федерации закреплены как в самой Конституции Российской Федерации, так и ряде федеральных конституционных и федеральных законах, а также указах Президента Российской Федерации. Любому назначению на должность (освобождению от должности) предшествует использование различных организационных форм и процедур: предварительное ознакомление Президента Российской Федерации со справочно-аналитическим материалом об общем положении дел и имеющихся недостатках, всестороннее изучение данных о кандидатах на должности, заслушивание мнений специалистов, личные беседы с претендентами и т.д.

В сфере исполнительной власти также осуществляется контроль за исполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Прежде всего, это контроль за исполнением законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы. При этом, президентскими указами регламентируются целый ряд вопросов организации и прохождения государственной службы, материального и социального обеспечение федеральных государственных служащих и т.д.

Важным направлением контрольной деятельности в сфере исполнительной власти является контроль за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации наделены весьма широкими полномочиями в области контроля за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Правовой основой этой деятельности, прежде всего, является Конституция Российской Федерации.

Можно выделить несколько направлений контрольной деятельности в области нормотворчества органов исполнительной власти: в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в отношении нормативных правовых актов органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом используется различный механизм обеспечения - право отмены нормативных правовых актов, приостановления их действия.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Научные концепции понимания вины коллективного субъекта права
Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им конкретному противоправному деянию и к его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности, в котором проявляется антисоциальная направленность деятельности виновного. Об определении вины как психическом отношении лица к совершаемом ...

Общественно опасное деяние
Преступное деяние (в форме действия или бездействия – статья 14 Уголовного кодекса РФ) представляет собой важнейший признак объективной стороны, так как именно оно является основой объективной стороны в общем и ее признаков в отдельности. С физической стороны действие имеет характеристику активного ...

Классификация видов договоров
Многочисленные гражданско-правовые договоры обладают как общими свойствами, так и различиями, позволяющими ограничивать их друг от друга. Для того чтобы правильно ориентироваться во всей массе многочисленных и разнообразных договоров, принято осуществлять их деление на виды. Основные и предваритель ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru