Основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти

Современное право » Государственный контроль в сфере исполнительной власти » Основные направления государственного контроля в сфере исполнительной власти

Страница 1

Федеральная система государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти – сложное и емкое понятие, поскольку такой контроль в пределах своих полномочий осуществляют не только на федеральном уровне, но и в регионах, причем все государственные органы, их руководители и иные должностные лица. Вместе с тем образованы и действуют особые системы государственных органов, для которых осуществление надведомственного и ведомственного, общего и специализированного контроля является единственным назначением.

В научной литературе выделяют:

1) общий контроль за организацией деятельности органов исполнительной власти, включая состояние исполнительской дисциплины;

2) контроль в финансовой и бюджетной сферах;

3) контроль в кадровой сфере и за исполнением законодательства о государственной службе;

4) контроль за законностью актов органов исполнительной власти;

5) контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти.

Общий контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Ведущая роль в осуществлении данного вида контроля принадлежит Президенту Российской Федерации.

Существуют следующие формы непосредственного контроля, которые может использовать Президент Российской Федерации при осуществлении общего контроля: личное посещение тех или иных организаций; рассмотрение докладов министров и других руководителей, федеральных и региональных органов исполнительной власти о состоянии работы, а также по соблюдению законности и прав человека и др.

Необходимым условием эффективности финансовых отношений в деятельности органов исполнительной власти выступает контроль в финансовой сфере. Этот контроль, прежде всего, охватывает финансовую деятельность органов исполнительной власти, но он в определенной форме (путем проверки составления налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи, в процессе выполнения ими государственных заказов и т.п.) также касается подведомственных органам исполнительной власти органов и организаций.

Следующим направлением государственного контроля в сфере исполнительной власти является контроль в кадровой сфере, за исполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Важнейшей правовой формой непосредственного контроля со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по кадровым вопросам является право назначения на должности в федеральные органы исполнительной власти, увольнение руководителей от должности и привлечение к дисциплинарной ответственности. В отношении определенных лиц это право Президента Российской Федерации закреплены как в самой Конституции Российской Федерации, так и ряде федеральных конституционных и федеральных законах, а также указах Президента Российской Федерации. Любому назначению на должность (освобождению от должности) предшествует использование различных организационных форм и процедур: предварительное ознакомление Президента Российской Федерации со справочно-аналитическим материалом об общем положении дел и имеющихся недостатках, всестороннее изучение данных о кандидатах на должности, заслушивание мнений специалистов, личные беседы с претендентами и т.д.

В сфере исполнительной власти также осуществляется контроль за исполнением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. Прежде всего, это контроль за исполнением законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам государственной гражданской службы. При этом, президентскими указами регламентируются целый ряд вопросов организации и прохождения государственной службы, материального и социального обеспечение федеральных государственных служащих и т.д.

Важным направлением контрольной деятельности в сфере исполнительной власти является контроль за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации наделены весьма широкими полномочиями в области контроля за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Правовой основой этой деятельности, прежде всего, является Конституция Российской Федерации.

Можно выделить несколько направлений контрольной деятельности в области нормотворчества органов исполнительной власти: в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в отношении нормативных правовых актов органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом используется различный механизм обеспечения - право отмены нормативных правовых актов, приостановления их действия.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Территориальные прокуратуры
Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Фед ...

Участие адвоката в суде с участием присяжных заседателей
Положение Конституции РФ 1993 г. о том, что обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела «судом с участием присяжных заседа­телей» (ст.47 ч.2) до настоящего времени реализовано лишь частично. Требуется совпадение трех условий для того, чтобы адвокат вместе со своим подзащитным могли ставить вопр ...

Условия наступления ответственности
Следует обратить внимание, что уголовный закон для наличия состава преступления (ст.250 УК) не связывает факт распространения ложной информации о товарах, работах, услугах с причинением ущерба потребителю или извлечением виновным имущественной выгоды. Так, один из торговых домов регулярно объявлял ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru