Особенности реализации форм собственности в переходной экономике

Страница 1

Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.

Широкое толкование понятия приватизация включает в себя общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Федеральный закон Российской Федерации «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (1997) под приватизацией государственного имущества подразумевает возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации имущества в собственность физических и юридических лиц. Такое определение подразумевает отказ государства от права собственности на часть государственных предприятий и их активов, передачу местными властями частным компаниям прав на производство продукции, работ и услуг, выполняемых ранее государственными организациями.

Вместе с тем смена собственника – не единственная форма разгосударствления общественного сектора экономики. В мировой практике отказ государства от функции непосредственной организации производства осуществляется сочетанием форм аренды, контрактации и стимулирования производства в частном секторе.

Таким образом, основные формы разгосударствления общественного сектора экономики включают в себя: приватизация государственной собственности, аренда, контрактация, стимулирование производства в частном секторе.

Аренда предполагает передачу только права распоряжения предприятием, при этом сохраняется профиль его деятельности и гарантии занятости.

Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать преимущества частной инициативы для повышения эффективности производств, которые прежде относились к общественному сектору. При этом возможно сохранение ответственности государства за финансирование этих производств, что достигается с помощью контрактации и стимулирования производства в частном секторе.

При контрактации наилучшим образом сочетается государственное финансирование с частной формой организации производства. В настоящее время в странах со сложившейся рыночной экономикой именно контрактация является наиболее распространенной формой разгосударствления. Причем, если раньше на основе контрактов в основном обеспечивалась деятельность предприятий общественного сектора, то теперь все более обычным становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.

Стимулирование производства в частном секторе означает сокращение участия государства в производственном процессе, когда вместо финансирования государственных предприятий осуществляется государственное финансирование частных предприятий и общественных некоммерческих организаций в виде субсидий и налоговых льгот.

Следует иметь в виду, что различные формы разгосударствления способны сочетаться, они могут использоваться в различных пропорциях.

Теоретический и практический интерес в этой связи представляет проблема определения допустимых границ разгосударствления и приватизации.

Аргументы в пользу более масштабной приватизации основаны, главным образом, на более высокой производительности и экономичности частного сектора. Стремящиеся к получению максимальной прибыли фирмы, в процессе конкуренции за получение контрактов, достигают меньшей стоимости предоставляемых услуг по сравнению с государственными предприятиями. Максимизация прибыли и угроза потери конкурентного преимущества (или даже банкротства) являются для предпринимателя мощными стимулами поиска оптимального соотношения персонала, ресурсов, технологии и организации для достижения наилучших результатов. Тогда как государственные чиновники, напротив, стремятся не к снижению затрат, а к увеличению расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Сословно-представительная монархия в России
Причины становления сословно-представительной монархии и ее особенности в Московском государстве. Царская власть. «Избранная рада». Роль земских соборов в истории России. Приказная система управления. Губная реформа. Органы местного самоуправления (губные и земские избы). Опричнина Ивана Грозного: ...

Взаимоотношения Маслихата - Собрания депутатов с другими Маслихатами - Собраниями депутатов
Маслихаты - Собрания депутатов в пределах своей компетенции осуществляют свою деятельность самостоятельно и не связаны отношениями соподчиненности по вертикали. Решения вышестоящего Маслихата - Собрания депутатов, принятые в пределах его компетенции и не противоречащие законам Республики Казахстан, ...

Применение нестандартных методов работы ФССП
Анализ деятельности подразделений розыска свидетельствует о том, что в большинстве территориальных органов ФССП России при установлении местонахождения должника и его имущества используются нестандартные методы сбора сведений о должниках и их имущественном положении. В значительной степени этому сп ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru