Основные виды республиканских форм правления

Современное право » Президентская республика » Основные виды республиканских форм правления

Страница 1

В наше время республика выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее прогрессивная и демократическая форма правления современного общества. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентскую и президентскую.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: как избирается парламент; как формируется правительство; какой объем правомочий принадлежит президенту.

При парламентской (точнее - "парламентарной") форме правления правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте (чаще - в его нижней палате). В парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный и министериальный.

Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны.

Правительство несет перед парламентом или его нижней палатой политическую ответственность. Это ответственность именно за политику, и она может наступить даже в том случае, если правительство ни одного закона не нарушило. Выражается эта ответственность в разных юридических формах, и самая сильная форма - это вотум недоверия со стороны парламента (палаты) либо отказ парламента в доверии правительству, если оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае возможны два варианта: либо Правительство уйдет в отставку, либо предложат Президенту распустить Парламент (соответственно нижнюю палату) и назначить новые выборы, чтобы избиратели решили - кто прав в этом споре между законодательной и исполнительной властью. Недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Президент здесь - только глава государства, который "царствует, но не правит". Формально у него могут быть значительные полномочия, однако осуществлять их он может лишь по указанию главы Правительства или соответствующего министра, без визы которого (контр-ассигнатуры) никакой акт Президента не будет действителен. Показательно, что часть 1 статьи 74 Конституции Республики Индия 1949г. в редакции 42- ой и 44-ый поправок прямо установила обязанность президента следовать советам правительства. Президент избирается либо Парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят члены Парламента. Например, в Италии коллегия состоит из членов парламента и представителей от законодательных собраний областей. Положение президента в парламентарной республике (Германия, Италия и др.) примерно такое же, как у монарха в парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Испания). Парламентарный режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте традиционно имеет одна партия или устойчивый блок партий. В этих условиях никаких вотумов недоверия не бывает, а глава правительства (премьер-министр, федеральный канцлер) через партийную фракцию или блок фракций надежно контролирует парламент. Напротив, если парламент раздроблен на многочисленные фракции, которые плохо ладят между собой, страна обречена на частые правительственные кризисы. В Италии редко какое правительство держится дольше года. В спокойной социально-политической обстановке в этом ничего страшного нет. Если же страна находится в кризисном состоянии, то неустойчивость правительства может кризис только усугубить.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Общая характеристика искового производства
Право на судебную защиту в современном его значении - возможность каждого защищать свои права, свободы и законные интересы с помощью суда - получило в нашей стране нормативно-правовое оформление с 17 сентября 1991 г. после введения в действие еще союзной Декларации прав и свобод человека, принятой ...

Отграничение торговли людьми от смежных составов
Как было отмечено, в аспекте квалификации возникает вопрос об ограничении торговли людьми от некоторых смежных преступлений. Так, одним из альтернативных действий, относящихся к торговле людьми, является совершенное в целях эксплуатации получение человека. В этой части торговля людьми конкурирует с ...

Система местного самоуправления
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этом смысле также можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Вместе с тем органы государственной власти создают правовые рамки для деятельност ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru