Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда публичной властью

Современное право » Анализ законодательства и правоприменительной практики в сфере деликтных обязательств » Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда публичной властью

Страница 1

В данной части курсовой работы мы рассмотрим обязательства, возникающие вследствие причинения вреда публичной властью. Публичную власть можно разделить следующим образом:

- государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица;

- органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Сначала рассмотрим обязательства, возникающие вследствие причинения вреда государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Ответственность при возникновении указанных обязательств предусмотрена ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Данная статья является специальной, то есть в ней предусмотрены особенности, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности.

Эти особенности выражаются:

а) во властно - административном, то есть юридически обязательном, одностороннем характере действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, что отличает данные отношения от гражданско-правовых;

б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов.

Ответственность по ст. 1069 ГК наступает на общих условиях ответственности за причинение вреда, но при наличии означенных в ней специальных условий.

Ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) органов власти, по общему правилу наступает при наличии следующих условий:

а) неправомерность решений государственных или муниципальных органов;

б) наличие вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинная связь между неправомерными решениями и наступившим вредом (убытками);

г) виновность должностного лица, если вред или убытки наступили вследствие принятия этим лицом не соответствующего закону решения.

За причинение вреда в сфере властно - административных отношений граждане, в отличие от юридических лиц, могут требовать компенсации морального вреда.

Особым (хотя и нередким) случаем возникновения обязательств за вред, причиненный публичной властью, являются обязательства, возникающие вследствие причинения вреда гражданину в результате:

незаконного осуждения;

незаконного привлечения к уголовной ответственности;

незаконного применения в качестве меры пресечения под стражу или подписки о невыезде;

незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Ответственность за данные незаконные действия предусмотрено ст. 1070 Гражданского кодекса РФ. Статья детализирует ст. 53 Конституции РФ. Она устанавливает особый режим возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, более широкую защиту прав граждан при нарушении их личных свобод в рамках исчерпывающего перечня случаев: в сфере правосудия.

Должностные лица в данном виде обязательств, возникающих вследствие причинения вреда обычно действуют от имени Российской Федерации и на основании федеральных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Российская Федерация. В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов действуют от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несут соответствующие публично-правовые образования за счет своей казны.

Право на возмещение вреда в сфере правосудия возникает при условии:

постановления оправдательного приговора.

прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления.

прекращения дела об административном правонарушении.

Право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина. Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям: амнистия; не достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки; передача виновного на поруки и другие основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, не дают права на возмещение вреда.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Советское государство и право в период НЭПа
Причины перехода к НЭПУ. Содержание новой экономической политики. Внесение изменений в государственную систему. Ликвидация чрезвычайных органов государственной власти и управления. Кампания по «оживлению» Советов. Реорганизация правоохранительных органов. Упразднение ВЧК. Создание ОГПУ. Судебная ре ...

Контроль банка за использованием кредита
В процессе кредитования банк осуществляет контроль за использованием кредита, финансовым состоянием заемщика. Для этого банк использует права, оговоренные в кредитном договоре: требовать от заемщика все необходимые первичные, бухгалтерские и отчетные документы, подтверждающие направление использова ...

Освобождение от ответственности
Освобождение от уголовной ответственности — отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от дальнейшего производства по уголовному делу, если факт совершения преступления данным лицом доказан. Уголовное дело при этом прекращается без применения к лицу каких-либо уголовно-п ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru