История становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ

Современное право » Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации » История становления и развития института Уполномоченного по правам человека в РФ

Страница 2

После второй мировой войны институт омбудсмана стал получать распространение во всем мире. Сейчас государственные правозащитники, имеющие разную степень полномочий и влияния, существуют уже почти в ста странах мира.

В настоящее время этот государственный институт, носящий в разных странах мира различные названия (Защитник прав граждан – Испания и многие латиноамериканские страны, Комиссар по делам администрации – Великобритания, Модератор – Франция), рассматривается мировым сообществом как один из основных механизмов разворота интересов государственной машины к нуждам и чаяниям конкретного человека, улучшения администрирования и системы государственного и местного самоуправления и достижения наилучшего исполнения органами власти всех ветвей и уровней своих конституционных обязательств перед своими гражданами и другими людьми, находящимися на их территории.

В Российской Федерации институт омбудсмена трансформировался в институт Уполномоченного по правам человека. Идея учреждения института уполномоченного в российском нормотворчестве впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В соответствии со статьей 40 этой Декларации предполагалось создание должности Парламентского Уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок не более 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР».

Далее постановлением о введении в действие Декларации на соответствующие комитеты Верховного совета была возложена обязанность подготовить проект соответствующего закона, который определил бы компетенцию Парламентского уполномоченного, но тогда закон так и не был принят.

Дальнейшее свое закрепление институт Уполномоченного по правам человека получил в Конституции Российской Федерации 1993 года, которая провозгласила высшей ценностью государства человека, его права и свободы, а обязанностью государства в соответствии со статьей 2 Конституции провозглашается признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Что касается формирования института уполномоченного, то пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Еще до принятия данного федерального конституционного закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченного по правам человека известного правозащитника, ныне директора Института прав человека, С.А. Ковалева, который находился в этой должности с 17 января 1994 г. до 10 марта 1995 г. Но уже тогда велась активная подготовка проекта закона. Из-за разногласий между Государственной думой и Советом Федерации принятие закона затянулось на год. 17 апреля 1996 года он был принят Государственной Думой в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил. Главное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать региональное представительство было заменено правом субъектов самим учреждать данную должность, которая финансировалась бы из средств бюджета субъекта Федерации. Поэтому, учитывая федеральный характер устройства российского государства в проект федерального конституционного закона была внесена норма следующего содержания: «В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации». И, наконец, с учетом замечаний Совета Федерации закон был подписан президентом и с 4 марта 1997 года официально вступил в силу. А в мае 1998 года на данную должность был избран депутат Государственной Думы Олег Миронов. Затем, до февраля 2014 года Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации являлся Лукин Владимир Петрович. Его полномочия истекли 18 февраля 2014 года, он проработал в качестве уполномоченного по правам человека два возможных срока подряд. 18 марта 2014 года Госдума поддержала кандидатуру Эллы Памфиловой на должность уполномоченного по правам человека в РФ, кандидатуру которой внес президент.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Классификации таможенных режимов
Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его. Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК (ст. 156). Помещение товаров под таможенны ...

Предпринимательский договор как основание возникновения обязательства
Будучи недолговременным, обязательство возникает, изменяется и затем исчезает. Такой представляется в общих чертах жизнь обязательства, поэтому вопрос о динамике договорных обязательств следует начать с рассмотрения источников возникновения обязательств. В юридической литературе имеется множество т ...

Возможные риски и проблемы при реализации ПНП «Здоровье»
При реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» возникают следующие проблемы: 1. Низкая мотивация населения к сохранению здоровья - недостаточная информированность населения о факторах риска, ухудшающих прогноз и качество жизни населения; - низкий уровень ответственности населения за ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru