Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ

Современное право » Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации » Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ

Страница 1

Конституция Российской Федерации 1993 г., объявив Россию демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1), провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать их права и свободы (ст. 2). Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной (ч. 1 ст. 45), в том числе и судебной (ч. 1 ст. 46), защиты прав и свобод человека и гражданина.

Важным элементом механизма защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов является институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

Должность уполномоченного по правам человека закреплена Конституцией России. В статье 103 Конституции чётко обозначено, что назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом относится к ведению Государственной Думы относятся. Но более подробную регламентацию данный институт получил в федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в РФ», который был принят 25 декабря 1996г. Государственной Думой РФ.

Первое официальное опубликование данного Федерального конституционного закона состоялось в Собрании законодательства РФ от 3 марта 1997г.

Согласно данному нормативному акту уполномоченный по правам человека в России является гарантом защиты, соблюдения и уважения государством, в лице органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также должностными лицами прав и свобод человека и гражданина.

Для обеспечения эффективности в работе по указанной сфере деятельности федеральный конституционный закон предусматривает полную независимость в работе уполномоченного, а также неподотчетность омбудсмена какому-либо из органов государственной власти или должностным лицам. Также, согласно российскому законодательству, уполномоченному по правам человека предоставляется неприкосновенность, что говорит о том, что его не могут привлечь к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, не может быть задержан, арестован, также не может быть подвергнут обыску, личному досмотру. Предоставление подобного рода гарантий уполномоченному по правам человека подчеркивает важность возлагаемых на него полномочий, заинтересованность государства в слаженности работы по защите прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в РФ», законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права такими как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 16 декабря 1966 г., а так же международными договорами Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Контрольные функции органов ООН
Создание системы международного контроля за претворением в жизнь юридических обстоятельств, взятых на себя государствами в области прав человека, будет одним из наиболее значительных достижений в международном регулировании этой сферы. Роль контрольных органов в современных условиях постоянно возра ...

Законодательство о коммерческой тайне
Рассмотрим коммерческую тайну организации, руководствуясь научной статьей Кошкиной Т.Ю. С принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" у предприятий и организаций появилась правовая основа для защиты внутренней информации. Конечно, конкретный перечень подлежа ...

Понятие, содержание и значение принципов в уголовном праве
История советской науки показывает, что и в рамках юридического позитивизма возможны различные точки зрения на понятие правового принципа. Так, некоторые авторы рассматривают принципы права как воплощенные в нем юридические идеи, которые являются отправными в законотворчестве и правоприменении. Дру ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru