Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Современное право » Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации » Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Страница 1

Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2). Таким образом, российский вариант ближе к модели независимого омбудсмана, хотя в отличие от стран, где действует такая модель, он не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко. Поэтому, по мнению специалистов, российский омбудсман представляет собой довольно уникальное явление и по характеру возложенных на него функций больше всего похож на румынского Адвоката народа, с той же декларативно широкой постановкой задачи и столь же малыми полномочиями по их реализации.

Ниже приведены функции уполномоченного по правам человека в РФ:

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат парламента и законодательных органов субъектов Федерации.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалоба не облагается госпошлиной. Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

– принять ее к рассмотрению;

– разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

– передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

– отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

– Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

– обратиться в суд с заявлением;

– обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;

– обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

– изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрении дела в порядке надзора;

– обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:

– при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;

– в случаях, имеющих особое общественное значение;

– в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Теоретико-методологические основы оценки эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти
Объективные потребности в изменении системы государственного управления актуализируют проблемы повышения эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти и разработки технологий оценки деятельности как органов власти в целом, так и профессиональной деятельности государствен ...

Технологии манипуляции
Важным вопросом современной украинской политики является формирование политического сознания при помощи СМИ. Очень часто политиками, журналистами, экспертами и специалистами, в конце концов, просто гражданами, которые интересуются политикой, употребляется термин "манипуляция сознанием", & ...

Система международного права и его функции
Общеправовые нормы принципы (10) закреплены в уставе ООН: неприменение силы или угрозы силы; территориальная целостность; нерушимость границ; сотрудничество Го; уважение ПП и основных свобод; добросовестное выполнение международных обязательств. Общеправовые нормативные комплексы (4): о международн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru