Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав граждан

Современное право » Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации » Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав граждан

Страница 2

– подготовить на очередное заседание Государственной Думы доклад, содержащий информацию о выявленных нарушениях с целью осуществления парламентского контроля за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Заслушав доклад Уполномоченного, Государственная Дума РФ принимает постановление о необходимых государственных мерах по восстановлению и защите конституционных прав человека;

– направить в Государственную Думу РФ предложение о создании парламентской комиссии. Такое обращение Уполномоченного вызвано необходимостью проведения парламентского расследования фактов и обстоятельств грубого или массового нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

При этом Уполномоченный вправе как лично, так и через своих представителей участвовать в работе парламентской комиссии, представлять необходимую информацию, выносить свои предложения и доводы.

Представителями Уполномоченного при расследовании комиссией фактов и обстоятельств грубого или массового нарушения прав человека могут быть служащие возглавляемого им аппарата, члены Экспертного совета при Уполномоченном, неправительственные правозащитные организации. По завершении парламентского расследования осуществляется подготовка соответствующего доклада, в котором отражаются его итоги.

Рассмотрение вопроса об утверждении доклада парламентской комиссии по расследованию обстоятельств грубого или массового нарушения прав человека осуществляется на заседаниях обеих палат Федерального Собрания РФ.

Уполномоченный имеет право участвовать в обсуждении Государственной Думой РФ и Советом Федерации РФ соответствующего вопроса, выступать, давать необходимые пояснения.

Результатом рассмотрения доклада парламентской комиссии является выносимое парламентом постановление о мерах по устранению выявленных грубых или массовых нарушений, восстановлению и защите прав человека и гражданина.

Уполномоченный вправе также вносить на рассмотрение депутатами Государственной Думы РФ предложение о поведении парламентских слушаний. Основанием такого обращения служат выявленные Уполномоченным или поступившие к нему от заявителей любые факты нарушения прав и свобод, не являющихся грубыми или массовыми.

Парламентские слушания по вопросам нарушения, восстановления и защиты прав человека проходят в соответствии с Регламентом Государственной Думы РФ. Участие Уполномоченного лично или через его представителей в парламентских слушаниях не подменяет его компетенцию при осуществлении его основной деятельности, связанной с рассмотрением соответствующих жалоб и защитой нарушенных прав граждан.

Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Гражданин может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если гражданин в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ – это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам человека в РФ.

Гражданин может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если гражданин в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ – это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам человека в РФ.

Российский Закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Введение такого срока не означает, что в случае его истечения Уполномоченный, если сочтет, что имеются особые обстоятельства, не может уже принять жалобу к своему рассмотрению.

Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в четко определенный период времени, который равен 24 часам с момента поступления в администрацию обращения. Администрация не имеет право вскрывать эти письма, либо иным образом подвергать их просмотру.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет. Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности.

Во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном либо административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Понятие и признаки административных правонарушений
Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридичес ...

Стандартизация. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов
Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; стандарт - документ, в кото ...

Понятие и признаки объекта авторского права
Объектом авторского права являются произведение науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения [3, С. 366]. Объективная форма произведения всегда была и остается одним из показателей развития общества. Одной из первых форм произвед ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru