Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства

Современное право » Налоговый статус физических лиц » Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства

Страница 1

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предоставляют властные полномочия налоговому органу, а налогоплательщику вменяют обязанность повиновения. Как показывает история развития налоговых отношений, вопрос неуплаты налогов является проблемой не только современной России, причем сложность налогового законодательства и постоянное его изменение увеличивают масштабы этого явления. Кроме того, неуплате налогов способствует низкая налоговая культура. Зачастую граждане не воспринимают социально-экономическое предназначение налогов для общества в целом, а считают возможным не уплачивать налог, так как не усматривают в деятельности публичных субъектов личной выгоды (встречного удовлетворения).

Учитывая, что налог - необходимое условие существования государства и уплата налога носит безусловно обязательный характер, законодатель обязанность платить налоги закрепил в ст. 57 Конституции РФ в виде конституционной обязанности.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П, налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны. Возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление гражданина в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Налоговые платежи не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью, не персонифицируются при поступлении в бюджет.

Налог – одно из проявлений суверенитета государства. Под суверенитетом государства понимается верховенство государства на своей территории и независимость в международных отношениях. Фискальный суверенитет государства применительно к налоговой системе реализуется в правах государства самостоятельно и в полном объеме принимать решения по определению доходных источников государства, о взимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков, правовые механизмы мер государственного принуждения, обеспечивающие своевременное поступление налогов в казну государства и т.п. независимо от воли плательщиков или иных субъектов права.

Общественное назначение налога - мобилизация денежных средств в распоряжение государства.

Таким образом, неуплата налогов является общественно опасным проступком, так как препятствует проведению государством и (или) муниципальным образованием эффективной экономической и социальной политики.

В соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П и в Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение.

В качестве карательных мер государственного принуждения в действующем законодательстве, в зависимости от степени общественной опасности содеянного, предусмотрено привлечение правонарушителя к ответственности в виде возложения дополнительных выплат (штрафов), а также лишения свободы.

Применяемые карательные меры связаны со вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым в сферу основных прав и свобод. Поэтому законодатель, предусматривая ответственность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности (в том числе установления процессуального порядка) конституционно значимым целям (ч. 1 ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ). Только в этом случае будет обеспечен баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей. Из этого следует, что вопросы разграничения ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства имеют важное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

К сожалению, в настоящее время изучению этих вопросов уделяется недостаточно внимания.

Как правило, все исследования ограничиваются рамками только одной ответственности (налоговой, административной или уголовной), без учета того, что ответственность за нарушение налогового законодательства - это совокупность различных видов юридической ответственности, производство по которым порой ведется разными государственными органами одновременно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Психологические аспекты воздействия
Что влияет на решение избирателя? Мотивирует ли он свой выбор того или иного кандидата (политическую силу) личными интересами или основывает свое решение на более широком осмыслении политической ситуации в целом? Говоря другими словами, выбирает ли человек конкретного кандидата, потому что он обеща ...

Понятие и сущность правопреемства государств
В научном познании использование того или иного определения понятия является ступенью проникновения в сущность явления. Именно поэтому особое внимание следует уделить определению понятия правопреемства государств. В общей сложности путь к постижению реальной сущности и значимости правопреемства гос ...

Способы распознания подделки документов
Организация распознания подделок документов является отраслью криминалистической техники, изучающей природу происхождения документов, закономерности отображения в них признаков и свойств авторов и исполнителей, следов воздействия на документы в целях изменения содержащейся в них информации. На этих ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru