Полупрезидентская республика

Современное право » Президентская республика » Полупрезидентская республика

Страница 2

В некоторых президентских республиках создается особая должность административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и др.), но не он определяет политику правительства, это делает президент, остающийся его фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр ведает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания, да и то в ряде стран каждый раз только по поручению президента. Однако создание такой должности позволило установить ответственность правительства в целом, а не только отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руководителя правительства - президента. Однако, хотя правительство ответственно перед парламентом, назначает его президент без одобрения последнего. При выражении вотума недоверия премьер-министру или всему составу правительства в ряде стран президент должен уволить совет министров в отставку. Но в Египте это безусловное требование относится только к отдельным министрам. Если же недоверие выражено премьер-министру или правительству в целом, президент может не согласиться с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. В случае подтверждения парламентом своего решения, президент вправе вынести спорный вопрос на референдум. Результаты голосования в пользу правительства (премьер-министра) влекут роспуск парламента, в пользу парламента - отставку правительства. Таким образом, хотя в Египте и возможен вотум недоверия правительству, его осуществление серьезно затруднено.

В других странах таких жестких условий нет, но всегда постановка вопроса о доверии правительству в президентской республике возможна лишь значительным числом членов парламента (в Перу по конституции 1979 г. - 1/20 частью состава парламента, в Колумбии - не менее 1/10 части членов любой палаты двухпалатного парламента). Решение принимается абсолютным большинством всего состава парламента (соответствующей палаты), а иногда и квалифицированным большинством (2/3).

Тенденции к созданию смешанных форм связаны с конституционным снижением роли президента в президентской республике (так было в России в связи с поправками к Конституции в декабре 1992 г. и в марте 1993 г.) В этом случае вводятся положения об утверждении парламентом назначений министров.

Итак, мы пришли к выводу, что республика как форма правления является наиболее распространенной среди современных государств. Из 240 государств мира более 140 являются республиками.

Республика в своем историческом развитии прошла множество трансформаций и изменений, от антидемократического правления меньшинства, по сути рабовладельческой и аристократической формы, до более демократических форм нынешнего времени, при которых государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу, который выполняет свои функциональные назначения в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти.

Значительную роль в формировании той или иной модели государства играет форма правления. Мы выяснили, что форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Изучили основные признаки республики, такие как: существование единоличного и коллегиального главы государства; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти; преимущественная защита интересов граждан государства; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Подробно рассмотрели наиболее распространенные виды республик: парламентарную и президентскую. При разборе основных характерных черт парламентарной республики пришли к выводу, что роль президента в ней сведена лишь как главы государства, который "царствует, но не правит". Основными его задачами при исполнении своих должностных полномочий сводиться лишь к представительным функциям, а большая часть функций отведена парламенту и премьер-министру (канцлеру).

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Неоказание помощи больному
Непосредственным объектом данного преступления является здоровье и жизнь другого человека. Совершение данного преступления выражается в бездействии – неоказании помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным такую помощь оказывать. Это может быть, например, неявка по вызову к больному, от ...

Этапы реализации современной социально-экономической стратегии
Реализация смешанной стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства остальных означает сохранение преемственности с политикой, реализуемой в последние годы, при значительно ...

Встречный иск
Институт встречного иска - юридический инструмент достаточно древний и в той или иной форме существовал с момента появления норм права и процесса в истории человечества, позволявший эффективно и быстро в рамках судебного состязания находить истину и восстанавливать нарушенные права.Основание встреч ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru