Понятие и сущность правопреемства государств

Страница 3

В Венской Конвенции 1978 года о правопреемстве государств в отношении договоров (п. «б» ст. 2) и в Венской Конвенции 1983 года о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (п. «а» ст. 2) , являющихся единственными документами в своём роде в области правопреемства, «правопреемство государств» определено как смена «одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории».

Такой подход, на наш взгляд, не может представлять ценности как определение понятия правопреемства государств уже в силу своей неполноценности, что выражается в отсутствии представления сущности правопреемства государств, не говоря даже о неприемлемости словосочетания «за международные отношения какой-либо территории», не говоря о том, что правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с вопросами внутреннего правопорядка государства, в частности, государства-предшественника. Например - при правопреемстве в отношении государственной собственности, правовой статус которой устанавливает именно внутригосударственное право государства-предшественника.

Об этом определении М.М. Аваков пишет: « . под термином «правопреемство государств » совершенно чётко имеется в виду фактическая ситуация, которая возникает, а связанный с этой ситуацией переход прав и обязанностей как бы подразумевается».

В общей сложности разделение понятия правопреемства государств на две составляющие - на так называемые фактическое правопреемство и юридическое правопреемство, было не редким явлением в науке международного права. В частности, Г. Кельзен отмечал: «Термин « правопреемство государств» означает как территориальное изменение само по себе, то есть факт, что в пределах данной территории одно государство было заменено другим, так и преемство прав и обязанностей одного государства другим . Таким образом, выражение «государственное правопреемство» относится как к изменениям территории, так и к правам, связанным с рассматриваемыми изменениями».

По нашему мнению, именно с разграничения правопреемства государств на фактическое и юридическое следует начать новый отсчёт времени в исследовании проблем, связанных с этим понятием, с этой необходимостью современного мира, одной из предпосылок динамического развития международного сообщества.

Именно такой подход в дальнейшем нам поможет в представлении, проведении значимого, на наш взгляд, исследования понятия правопреемства государств.

Итак, для возникновения, изменения, прекращения правоотношения, как известно, требуется наличие основания - комплекса юридических фактов (фактический состав), в совокупности влекущих правовое последствие. В этой связи определяющее значение для анализа фактического состава имеет правильное определение понятия «юридический факт». Под «юридическим фактом »в юриспруденции понимают обстоятельства, предусмотренные правовыми нормами, влекущие возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Следовательно, понятие «юридического факта» включает два основных фактора: наличие событий, действий или бездействий (материальный фактор) и их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический фактор).

Итак, под правопреемством в общем смысле понимается переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Для более глубокого познания сущности правопреемства представляется необходимым разбить общее понятие правопреемства на два – правопреемство юридическое и правопреемство фактическое.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Система отрасли гражданского процессуального права
Системность любой процессуальной отрасли права предполагает взаимосвязь и взаимное действие правовых норм и институтов, элементарно образующих логически единую законодательную целостность. Все нормы гражданского процессуального права независимо от источника их выражения взаимосвязаны между собой и ...

Общие принципы конституционно-правового регулирования организации и деятельности средств массовой информации
В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать а ...

Сословно-представительная монархия в России
Причины становления сословно-представительной монархии и ее особенности в Московском государстве. Царская власть. «Избранная рада». Роль земских соборов в истории России. Приказная система управления. Губная реформа. Органы местного самоуправления (губные и земские избы). Опричнина Ивана Грозного: ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru