Проблемные вопросы правопреемства в связи с прекращением существования СССР и реализации правовых документов по правопреемству

Современное право » Правопреемство в связи с прекращением существования СССР » Проблемные вопросы правопреемства в связи с прекращением существования СССР и реализации правовых документов по правопреемству

Страница 3

Во всех трех конституциях содержалась статья о том, что территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Процедура получения такого согласия разработана не была; территории республик изменялись произвольно, по усмотрению центра и в интересах правящей партии. Поскольку деление на республики было в общем условно и на всей территории СССР существовал единый правопорядок, население оставалось в целом индифферентно к этим изменениям.

После распада СССР, когда линии условного деления между союзными республиками были объявлены границами разных государств, население многих районов считает их несправедливыми, тем более что основной признак образования новых государств - этнический, а многие районы национальных республик, прилежащие к России, оказались почти на 100% населены русскими. На психологическом уровне межреспубликанские границы не воспринимаются как государственные границы

Так пренебрежение самым главным принципом международного права - принципом суверенитета народа - привело к появлению границ, создающих препятствия для нормального межгосударственного сотрудничества.

Необходимость проявлять к межреспубликанским границам иной подход, чем к государственной границе СССР, ощущается и на уровне руководства. В статье 5 Соглашения о создании СНГ зафиксировано обязательство сторон гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи-информации в рамках Содружества.

Это намерение подтверждено некоторыми более поздними соглашениями: подписанным 13 марта 1992 г. Соглашением о принципах таможенной политики, по статье 1 которого стороны обязуются создать общую таможенную территорию, и Соглашением о безвизовом передвижении граждан от 9 октября 1992 г. Принцип «прозрачных границ» составляет один из устоев создаваемого Экономического союза.

Наиболее особый подход к границам - бывшим линиям разграничения проявился в Соглашении об охране государственных границ и морских экономических зон государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г., в котором говорилось: «Государственные границы государств - участников Содружества Независимых Государств - участки государственных границ независимых государств - участников Содружества с государствами, не входящими в Содружество» (ст. 1). На первый взгляд, смысл этой фразы состоит в том, что участники СНГ считали границей в полном смысле слова только ту границу, которая идет по периметру Содружества и отделяет страны Содружества от третьих государств, а не друг от друга, то есть ту линию, которая прежде была государственной границей СССР.

Однако нужно учесть, что определение, данное в статье 1, - это толкование понятия - для целей данного конкретного соглашения и «государственная граница» здесь обозначает объект деятельности пограничных войск: «Охрана государственных границ и морских экономических зон государств - участников Содружества осуществляется Пограничными войсками Содружества или собственными Пограничными войсками государств» (ст. 2).

Итак, для разных участков границ России создаются разные правовые режимы: участки границ, соприкасающихся с территориями стран - не членов СНГ, охраняются пограничными войсками и оборудованы так, чтобы обеспечить полный контроль над каждым случаем пересечения границы. Там же, где соприкасаются территории членов СНГ, границы не оборудованы, контроля нет, как и не высказывается намерение установить его.

Представляется, что не следует смешивать правовой статус границы с ее правовым режимом. Все линии, обозначающие пределы территории Российской Федерации, являются государственными границами. Характер линий межреспубликанского разграничения коренным образом изменился в тот момент, когда союзная республика РСФСР стала суверенным государством - Российской Федерацией. Каким бы либеральным ни был правовой режим границы, он не изменяет статуса границы как линии, разделяющей пространства, подпадающие под суверенитет различных государств. Как территория - важнейший атрибут государства, так и граница этой территории есть непременная принадлежность государства.

Линия, определявшая пределы территории РСФСР, приобрела абсолютно иной правовой статус с того момента, как стала государственной границей России.

Таким образом, в данной главе предпринята попытка рассмотреть особенности правопреемства в связи с прекращением существования СССР в контексте сложившегося международно-правового регулирования вопроса.

Итак, по результатам данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

1. Правопреемство государств в международном праве – это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Гарантии независимости адвоката
Одним из важнейших свойств правового статуса адвоката является независимость адвоката. Статья 18 Закона об адвокатуре устанавливает гарантии независимости адвокатов. К этим гарантиям относятся: 1. Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо преп ...

Изменение срока исковой давности
В большинстве случаев исковая давность, начавшись, течет непрерывно. Однако закон учитывает, что в реальной жизни могут возникнуть такие обстоятельства, которые препятствуют (или, по крайней мере, затрудняют) управомоченному лицу предъявить иск и пределах давностного срока. Эти обстоятельства носят ...

Общая характеристика преступлений против военной службы
Преступления против военной службы, как правило, направлены против установленного порядка ее прохождения. Они могут быть совершены военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе во время пр ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru