Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения

Современное право » Конституционное право Франции » Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения

Страница 2

Конституция 1958 г. провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, провозгласила, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. Конституционное право Франции предусматривает широкое использование референдума. Референдум может назначаться Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу вопросов, установленных новой редакцией (1995 г.) ст. 11 Конституции. Это организация публичных властей, реформы в экономической и социальной политике и публичных службах, осуществляющих эту политику, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.

До 2003 г. местный референдум был возможен только в двух случаях и только по территориальным вопросам. Поправка к Конституции (2003 г.) предусматривает право избирателей всех территориальных коллективов в порядке требовать проведения референдума по различным вопросам (для этого необходимо собрать определенное число подписей). Хотя во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, в разных частях страны проводится в среднем семь местных референдумов в год.

В Конституции определено соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г, осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция — смешанная республика, по форме территориально-политического устройства — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония — нечто вроде «ассоциированного штата»), член Французского Сообщества. Поправка 2003 г. к Конституции устанавливает, что государство является децентрализованным. Во Франции существует демократический государственно-правовой режим.

Порядок изменения Конституции. Право предлагать поправки к Конституции принадлежит Президенту, который должен делать это по предложению правительства, но на деле действует самостоятельно, а также членам парламента. Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение предусматривает две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами парламента абсолютным большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме абсолютным большинством или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством от общего числа голосов. Вопрос о том, какую форму утверждения применить, решает Президент. В 1999 г. Президент Ж.Ширак созвал Конгресс с целью реформирования Высшего совета магистратуры. Но ввиду трудностей в отношении принятия акта, что могло повлечь угрозу провала пересмотра, он отозвал свой декрет о созыве Конгресса.

Последние существенные поправки внесены в Конституцию в 1992 г. (новая глава в связи с вхождением Франции в Европейский союз), в 1995 г. (относящиеся к вопросам референдума, об отмене депутатской неприкосновенности в случае уголовного преступления), в 1998 г. (о положении Новой Каледонии и в связи с этим о восстановлении раздела о Французском Сообществе), в 2000 г. (уменьшение срока полномочий Президента с семи до пяти лет), в 2003 г. о децентрализации государства.

Страницы: 1 2 

Полезно знать:

Кадры органов прокуратуры как важнейшее составляющее ее системы
Служба в органах и учреждениях прокуратуры – один из видов федеральной государственной службы. Прокурорами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме нал ...

Деятельность уполномоченного по права человека Российской Федерации
Утверждение демократических ценностей и гарантий прав и свобод человека и гражданина - основополагающий принцип построения современных политических систем. В его практическом осуществлении важное значение имеет институт уполномоченного по правам человека в России (омбудсмена). Институт омбудсмена - ...

Практические рекомендации в организации деятельности администрации МО Красный Октябрь
Необходимо продолжить работу по выполнению приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами необходимо вести жесткую и принципиальную претензионную ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru