Центральные государственные органы

Современное право » Конституционное право Франции » Центральные государственные органы

Страница 5

Парламент применяет почти все известные формы контроля деятельности правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). Особая роль принадлежит комиссиям по расследованию и по контролю, члены которых избираются по мажоритарной системе. Неявка по вызову в комиссию, отказ от присяги или от дачи показаний уголовно наказуемы. Их деятельность носит временный характер и заканчивается с момента представления доклада, но не позднее истечения шестимесячного срока от даты принятия резолюции об учреждении комиссии.

В контроле участвует посредник (медиатор) парламента, назначаемый правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам по вопросам прав граждан. В департаментах (административно-территориальных единицах) есть представители посредника — делегаты.

Контроль деятельности правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к Сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в отставку, но у Президента имеется право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями большинства. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.Судебные полномочия парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Внешнеполитические полномочия парламента касаются, прежде всего, ратификации международных договоров.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой (так было, например, в 1986-1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002). Состав правительства лишь юридически определяется Президентом, а фактически зависит от той партии (коалиции партий), которая имеет большинство и нижней палате парламента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно знать:

Участие прокурора в кассационной, апелляционной, надзорной инстанциях
Прокурорский надзор в стадии кассационного производства определяется тем, что предметом проверки судом кассационной инстанции является важнейшие акты правосудия по гражданским делам – решения. Определения и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Согласно С ...

Выделение
Выделение - это форма реорганизации, когда из реорганизуемой организации создается одно или несколько юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последней. При реорганизации путем выделения из состава юридического лица "выходят" одн ...

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан в соответствии со статьей 17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих всякими моральными качествами, и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией. Ч ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru