Заключение, исполнение, прекращение договора доверительного управления ценными бумагами

Современное право » Ценные бумаги как объект гражданских правоотношений » Заключение, исполнение, прекращение договора доверительного управления ценными бумагами

Страница 1

Основными нормативными актами, определяющими общие положения, касающиеся порядка заключения договоров доверительного управления ценными бумагами, являются ГК РФ и нормативный акт ФСФР, а именно Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами.

Российское законодательство дает достаточно обширный перечень условий, которые должны быть включены в договор доверительного управления при его заключении. Так, в таком договоре, согласно ст. 1016 ГК РФ, должны быть указаны:

- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

- наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);

- размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

- срок действия договора, который не может превышать пяти лет;

- правомочия доверительного управляющего по распоряжению ценными бумагами учредителя (ст. 1025 ГК РФ)

При не включении этих условий в договор, договор доверительного управления будет считаться незаключенным.

Кроме этого, согласно Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, помимо условий, требуемых в соответствии с законодательством РФ, управляющий и учредитель управления должны письменно согласовать ещё очень большой список условий, который при осуществлении деятельности по управлению ценными бумагами управляющий обязан соблюдать (п.п.2.15-2.16 Порядка).

Согласно нормам ст. 1015 ГК РФ, доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, и имущество не может подлежать передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления. Но не редки были случаи, когда эти нормы нарушались при заключении договора между Министерством финансов Российской Федерации и Администрациями субъектов федерации о доверительном управлении ценными бумагами. Этот момент хотелось бы проиллюстрировать примером из судебной практики.

Существует Определение Конституционного Суда от 01 октября 1998 года по запросу Администрации Московской области о проверке конституционности ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 1015 ГК РФ, в котором Суд определил отказать в принятии к рассмотрению запроса и дал четкие разъяснения.

В запросе администрации Московской области оспаривалась конституционность ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 1015 ГК РФ. Правовая позиция заявителя сводилась к следующему: в силу ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступая в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными их участниками гражданами и юридическими лицами, обладают общей гражданской правоспособностью, а потому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе в качестве доверительного управляющего; ст. 1015 ГК Российской Федерации, как не указывающая в качестве доверительного управляющего ни Российскую Федерацию, ни субъекты Российской Федерации и прямо запрещающая государственным органам и органам местного самоуправления выступать в таком качестве, необоснованно ограничивает право частной собственности, закрепленное ст. 35 Конституции Российской Федерации; кроме того, запрет на осуществление доверительного управления, установленный оспариваемыми положениями, противоречит принципу равенства субъектов гражданского права, ограничивает участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов и муниципальных образований в гражданско-правовом обороте и их возможность заниматься предпринимательской деятельностью, что в нарушение статьи 8 Конституции Российской Федерации ограничивает право государственной собственности.

Как следует из запроса, 22 июня 1996 года между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Московской области был заключен договор о доверительном управлении ценными бумагами, в соответствии с которым администрация Московской области приняла на себя обязательства по управлению портфелем ценных бумаг, состоящим из облигаций внутреннего государственного валютного займа на сумму 650 миллионов долларов США.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, полагая, что договор, заключенный между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Московской области, противоречит ст. 1015 ГК Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, в иске было отказано со ссылкой на то, что указанный договор не противоречит ст. 1015 ГК Российской Федерации, поскольку эта норма не устанавливает ограничений на передачу имущества такому доверительному управляющему, как субъект Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Древнерусское государство и право IX–XII вв
Возникновение государственности у восточных славян. Объединение восточных княжеств в единое Киевское государство. Различные теории происхождения древнерусского государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Территория, общественный строй Киевской Руси. Форма древнерусского государства. Госу ...

Оптические эффекты
При определенных направлениях освещения и наблюдения в отдельных элементах полиграфического оформления за счет различий в контрасте определяются буквенные или цифровые или другие изображения. Так, например, на новых российских банкнотах всех достоинств в металлографской печати лицевой стороны приме ...

Заключения Конституционного Суда
Очень важное место среди актов Конституционного Суда Республики Беларусь занимают заключения Конституционного Суда, поскольку решения о конституционности того или иного нормативного акта принимается именно в форме заключения. Кроме того заключения используются для толкования ранее существовавших за ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru