Подходы к понятию правовой санкции

Страница 3

Существует также попытка уравнять меры принуждения и неблагоприятные правовые последствия. Так С.Н. Братусь трактует санкцию нормы права через угрозу государственного принуждения к исполнению обязанности и угрозу наступления неблагоприятных последствий (если они предусмотрены) на случай нарушения нормы. В то же время он указывает на то, что «санкцией в точном смысле слова следует именовать лишь заложенную в юридической норме возможность (угрозу) принуждения по отношению к обязанному лицу на случай неисполнения им обязанности».

Профессор А.С. Пиголкин, утверждая, что санкция - специальное указание на меры принуждения, реакция государства на правонарушение, в то же время подчеркивает, что санкция всегда выступает в виде неблагоприятных последствий.

С подобной постановкой вопроса, при которой неблагоприятные правовые последствия оказываются тождественными мерам государственного принуждения, согласны не все специалисты. Например, профессор СВ. Курылев высказывается против приравнивания неблагоприятных правовых последствий и мер государственного принуждения, рассматривая санкцию как указание на такие последствия, а принудительные меры как подвид этих последствий. Аргументируется это тем, что ряд санкций применяется с участием компетентных государственных органов (с принуждением), другие же - без этого участия.

Существует и точка зрения, согласно которой указанные подходы объединяются: санкция рассматривается как меры принудительного воздействия, выражающиеся в невыгодных имущественных последствиях.

На наш взгляд, понимания под санкцией мер принуждения и неблагоприятных правовых последствий противоправного поведения нельзя считать идентичными хотя бы потому, что второе из них предполагает возможность применения санкций добровольно, без применения государственного принуждения; тогда как первое эту возможность исключает. Меры, заложенные в санкции нормы права вряд ли можно свести к принуждению. Принуждение, причем государственное, правовое - важный фактор, однако оно фигурирует, прежде всего, на стадии реализации норм. Санкции сами по себе не могут принуждать кого-либо к чему-либо. Лишь в процессе реализации возникает вопрос об их принудительном применении. Если же применяются правовосстановительные санкции, то далеко не всегда возникает необходимость в принуждении. Часто индивид, допустивший отклонение от требований нормы, добровольно восстанавливает нарушенное право или состояние. Санкции «ничтожности» в процессе их реализации лишь в редких случаях предполагают принуждение. Подход же к санкции как принудительным мерам, по сути, ведет к смешиванию санкции и процесса ее реализации.

Нельзя обойти вниманием и утверждение, что реализация санкций — физическое принуждение, а угроза реализации - принуждение психологическое. Во-первых, реализация санкции очень редко предполагает непосредственно физическое принуждение. Даже в области уголовно-правовых санкций осужденные во многих случаях не всегда испытывают прямое физическое воздействие. В гражданско-правовой сфере применение силы непосредственно к той или иной личности применяется еще реже, чем в уголовно-исполнительной системе.

Представляется недостаточно оправданным признание психической угрозы, заложенной в санкции, принуждением, так как это влечет отождествление обязательного с принудительным. Справедливо подмечено, что принуждение - фактическое состояние, которое исключает для принуждаемого выбор поведения и, следовательно, выбор между исполнением и неисполнением обязанности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Особенности административного устройства Тамбовской области
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российск ...

Встречный иск
Институт встречного иска - юридический инструмент достаточно древний и в той или иной форме существовал с момента появления норм права и процесса в истории человечества, позволявший эффективно и быстро в рамках судебного состязания находить истину и восстанавливать нарушенные права.Основание встреч ...

Компетенция эксперта при решении вопросов ТКЭД
Заключение эксперта по ТКЭД - один из видов судебных доказательств. (ст.80 УПК, ст.86 ГПК), имеющих важное значение для раскрытия преступления и изобличения виновных лиц. Вывод по результатам исследования документов может основываться только на специальных познаниях, которыми владеет эксперт. " ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru