Подходы к понятию правовой санкции

Страница 4

В принципе, взгляд на санкцию как на правовой урон (лишения, обременения) ведет к сужению содержания интересующей нас категории. Урон, лишения, обременения присущи только штрафным (карательным) санкциям. Что касается трактовки правовой санкции как мер воздействия, то оно терминологически может вызвать предположение о каком-либо внешнем давлении, принуждении, что, по-видимому, выглядит не совсем корректно.

Из отмеченных выше подходов целесообразно остановиться на точке зрения, что санкция — это неблагоприятные правовые последствия отклоняющегося от требования нормы поведения. Усиление этого утверждения ссылкой на то, что это есть реакция государства на соответствующее поведение, по-видимому, следует считать излишним, поскольку реакцией государства является не сама санкция, а процесс ее применения. То же самое можно сказать и о попытке приписать санкции такое свойство, как оценка поведения лица: оценка дается не самой санкцией, а правоприменительным актом, хотя и с учетом требований норм права.

На наш взгляд, поощрение наряду с неблагоприятными правовыми последствиями относится к содержанию санкций. Этого мнения придерживается целый ряд правоведов. По-видимому, необходимо согласиться с тем, что этимологически значение слова «санкция» охватывает не только негативные, но и позитивные последствия («одобрение», «разрешение», «санкционирование»). Санкции, как меры воздействия, призваны превентивным образом влиять на участников регулируемых отношений. Структура нормы с поощрительной санкцией в виде благоприятных правовых последствий, логически ей не противоречащих, такова: в ней есть диспозиция, где дается образец желательного поведения, и санкция, стимулирующая такое поведение поощрительными мерами. Часто поощрительные санкции соседствуют в нормативных актах с неблагоприятными правовыми последствиями. Наиболее выпукло это проявляется в трудовом законодательстве - ст. 134 Кодекса законов о труде РФ, которая говорит о поощрениях за особые трудовые заслуги, ст. 135 - о взысканиях за нарушение трудовой дисциплины. Нельзя не учесть всего этого, тем более что все явления и процессы нужно рассматривать в максимально возможном числе взаимосвязей. И представляется оправданным, что позитивное и негативное включается в содержание санкции как взаимодействующие противоположности.

Важно отметить, что поощрительная санкция, как и неблагоприятно-правовая, может обеспечивать и надлежащее действие, и бездействие, которое в тех или иных случаях может быть социально полезным. Нельзя, однако, отвергать и те ситуации, когда поощрительные (или иные стимулирующие меры) заключены в диспозиции нормы права.

Все сказанное выше приводит к убеждению в том, что нет необходимости разделять как абсолютно несовместимые понятия неблагоприятные правовые последствия и поощрительные меры. И те, и другие служат обеспечению той модели поведения, которую законодатель считает выгодной для государства и общества, однако достигается эта цель разными путями. Поэтому более оправданным представляется понимать под санкцией «тот ее структурный элемент, где дозируется мера обеспечения предусмотренного в ее диспозиции масштаба поведения».

Нельзя умалять и роль принуждения в правовой сфере. Не вызывает сомнения необходимость принуждения во многих сферах, особенно в сфере превенции, профилактики, в процессуальной области. Однако это - не вопрос содержания санкции правовых норм, тем- более что названные меры (превентивные, профилактические, процессуальные) составляют содержание самостоятельных норм, которые содержат собственные санкции, обеспечивающие соблюдение требований их диспозиций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Основные виды деятельности
Основным видом деятельности Департамента является осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды в городе Москве, а именно Департамент: департамент подведомственная организация природопользование 1. Организует и координирует работу по определению основных направлений ох ...

Распределение расходов на уровне бюджетной системы
Рассмотрим динамику распределения расходов на уровне бюджетной системы за 2004–2007 гг. Федеральный бюджет на 2004 год по расходам составил в сумме 2 768 085,8 млн. рублей и доходам в сумме 3 273 844,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 16 130 млрд. р ...

Начало течения исковой давности
Большое значение имеет правильное определение начала течения давностного срока. В соответствии со ст. 200 ГК РФ исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются только ГК РФ и иными законами. Таким образом, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru