Подходы к понятию правовой санкции

Страница 5

Итак, санкция — это, во-первых, структурный элемент правовой нормы, обеспечивающий соблюдение предусмотренного в ее диспозиции правила поведения, во-вторых, это сами обеспечительные меры (неблагоприятные правовые последствия и меры поощрения).

Но остается выяснить, является ли санкция обязательной для каждой нормы права. Как известно, в качестве элементов структуры правовой нормы в большинстве случаев выделяют три компонента: гипотезу — указание на условия, жизненные ситуации, при которых «приводится в движение» диспозиция; диспозицию -те самые правила поведения, ради которых создается норма; и санкция, о содержании которой уже сказано выше. Кроме того, порою выделяют указание на субъектный состав и указание на социальную цель. Однако известна и точка зрения, что традиционные элементы (гипотеза, диспозиция и санкция) содержатся только в нормах, рассчитанных на правонарушение.

Следует отметить также, что существует подход, согласно которому по существу упраздняется общее понятие правовой нормы, в качестве первичного подразделения права фигурирует «норма - предписание» - элементарное, логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте нормативного юридического акта, и выделяется логическая норма, как формулируемое логическим путем общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих государственно-властную регулятивную природу. При этом подчеркивается, что норма-предписание состоит из гипотезы и диспозиции (либо санкции), а структура логической нормы включает три элемента (гипотеза, диспозиция и санкция).

Такого рода упразднение общей категории нормы ведет к тому, что санкция рассматривается как атрибут нормы, а не ее структурный элемент. Схожую позицию можно встретить и в других работах, где подчеркивается, что анализ правовых норм по трехчленной формуле не является единственно возможным; нормы делятся на нормы позитивного регулирования и правоохранительные, и только первые из них состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Иная точка зрения заключается в том, сопряжена с признанием того факта, что охранительная и регулятивная функции правовых норм неразрывно связаны. Но она допускает, что охранительные меры не всегда находят свое закрепление в особых нормах (сразу же отметим, что, на наш взгляд, таких особых норм вообще не существует - А.К.), что норма из гипотезы и санкции есть всё же базовое звено гражданско-правовой охранительной системы.

В литературе существует также мнение, что норма права может иметь санкцию, но также охраняться другими нормами, в том числе их санкциями. Это объясняется тем, что норма права и текст статьи нормативного акта не всегда совпадают друг с другом, законодательство включает в себя статьи, не укладывающиеся в рамки традиционного учения о структуре юридической нормы. Несколько схожим выглядит утверждение, что санкция может выводиться из общих положений о защите государством нарушенных субъективных прав или даже подразумеваться.

В подтверждение того, что не каждая норма имеет собственную санкцию, нередко приводятся примеры из законодательства. Так, говорится о статье 105 Конституции РФ, в которой якобы нет санкции. Однако, как известно, статья закона и норма права - далеко не одно и то же. Если приглядеться внимательно, то окажется, что в Конституции РФ есть организационные санкции на случай нарушения порядка принятия федеральных законов. Согласно п.4 ст. 105 Конституции отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон может Совет Федерации, по п. 3 ст. 107 Президент России, причем отклонение на практике производится и по мотиву несоблюдения процедуры принятия федерального закона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Причины латентной преступности
Рассмотрим сначала причины искусственной латентности. В целях создания видимых успехов в борьбе с преступностью органы внутренних дел умышленно не ставят на учет ряд преступлений. "Есть основания полагать, что на уровне ОВД по всей стране идет массовое искажение статистических данных. И все де ...

Общее представление о государстве. Что такое форма правления
Ответ: Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет фо ...

Мое место в системе государственного и муниципального управления
Прежде чем приступить к размышлениям о том, каково же мое место в системе государственного и муниципального управления, хотелось бы дать определение самой системы. Что представляет собой государственное управление? Что представляет собой муниципальное управление? Для начала дадим определение такому ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru