Борьба с коррупцией в Республике Казахстан

Современное право » Борьба с коррупцией в Республике Казахстан

Страница 2

Характерным для постоянно действующих третейских судов является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров.

В отличие от большинства стран мира, Российская Федерация не имеет кодифицированного законодательства о третейском суде. Оно представлено отдельными статьями и нормами: в Гражданском кодексе РФ (ст.11, предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав третейским судом), в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (далее ГПК) и Арбитражном процессуальном кодексе РФ (далее АПК). Кроме того нормы, касающиеся третейского разбирательства, закреплены в Законе об арбитражных судах от 01.07.95 года.

Существуют также два специальных законодательных акта о третейском суде: Положение о третейском суде (Приложение №3 к ГПК РСФСР) и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утверждённое 24.06.92г. Верховным Советом РФ.

Нормативная база деятельности третейских судов практически ограничивается этими Положениями. Практика показывает, что в настоящее время назрела необходимость закона, который бы более конкретно определил правовой статус третейских судов, правила защиты гражданских прав и законных интересов третейским судом и устранил существующие пробелы правового регулирования третейского судопроизводства. Такой проект закона “О третейских судах” в Российской Федерации уже разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

Законодательной основой функционирования двух постоянно действующих третейских судов: Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ являются: Закон РФ от 07.06.93г. “ О международном коммерческом арбитраже” и Приложение №1 и №2 к данному закону. Нормы, регулирующие третейское разрешение споров, закреплены также в Законе РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20.02.92г. Приложение №3 к ГПК РФ и ряд статей ГПК РФ закрепляют порядок организации и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между гражданами. Статья 27 ГПК РСФСР определяет случаи передачи споров, возникших из гражданских правоотношений, на рассмотрение в третейский суд, по соглашению сторон. На основании п.6 ст.129 и п.7 ст.219 ГПК РСФСР судья отказывает в принятии искового заявления либо прекращает производство по делу, если между сторонами заключён договор о передаче дела в третейский суд.

В соответствии с п.10 ст.338 и п.1 ст.339 ГПК РСФСР, решение третейских судов по спорам между гражданами подлежит принудительному исполнению, в случае неисполнения добровольно сторонами, на основании исполнительного листа, выдаваемого судом.

Среди "альтернативных" форм защиты прав и законных интересов важную роль играют третейские суды, названные в ст. 11 Гражданского кодекса РФ в числе органов, осуществляющих защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с судами государственными, могут предоставлять участникам спора ряд преимуществ, таких как: специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, удобство для сторон в отношении времени и места разрешения споров и т.д. В настоящее время организация и деятельность третейских судов в России регулируются различными нормами: третейские суды для разрешения споров между гражданами регламентируются Положением о третейском суде; вопросы организации и деятельности третейских судов для разрешения экономических споров между организациями и гражданами - предпринимателями подпадают под действие ряда норм арбитражного процессуального законодательства, а также Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1993, N 30, ст. 1790). Функционируют и третейские суды, имеющие целью разрешение споров, возникающих в сфере международной торговли. К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О Международном коммерческом арбитраже".

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Конституционные принципы экономических отношений
Становление конституционного законодательства, его развитие происходит в связи с уточнением его функций в общей системе российского законодательства, а также путем структурирования его норм в подотрасли, институты конституционного законодательства. Действующая Конституция Российской Федерации (стат ...

Залог
Состоял в передаче движимой вещи от ''должника - залогодателя'' ''кредитору - залогодержателю'', с тем, чтобы он удерживал ее у себя в обеспечение предыдущего обязательства и вернул лишь тогда, когда получит удовлетворение в полном объеме. Иск, который возникает отсюда в пользу должника-залогодател ...

Понятие права
Норма права – общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы. Право представляет собой сложную и многообразную систему норм права. Право прежде всего состоит из н ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru