Соотношение процессуальных норм АПК РФ и КоАП РФ при рассмотрении арбитражным судом дел, вытекающих из административных правоотношений

Современное право » Особенности арбитражного процесса » Соотношение процессуальных норм АПК РФ и КоАП РФ при рассмотрении арбитражным судом дел, вытекающих из административных правоотношений

Немало спорных вопросов существует в соотношении норм АПК РФ и КоАП РФ. Дело в том, что Конституция РФ в ст.118 определяет: правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Здесь важно понимать, что такое разграничение не носит исключительно формального характера (что, кстати, успешно использует суд общей юрисдикции, установив, что к административным правоотношениям нормы ГПК РФ не применяются).

В арбитражных судах подход другой: дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. В связи с этим на практике возникает немало проблем, связанных в том числе с правильным определением подсудности.

Сравнительный анализ компетенции обоих законов позволяет сделать вывод: АПК РФ имеет в данном случае большую юридическую силу. АПК РФ, в частности, устанавливает подведомственность и подсудность дел арбитражным судам. Как считает А.В. Минашкин, "КоАП является специальным законом по отношению к АПК Российской Федерации, и нормы последнего (в том числе главы 25) применяются только при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в КоАП, т.е. имеют субсидиарное значение".

Постановлением Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 проблема соотношения норм процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях была рассмотрена лишь фрагментарно, в общем контексте вопросов, связанных с введением в действие АПК. Обстоятельному исследованию данной проблемы посвящено Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 20.11.2008 г.)"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно п.9 указанного Постановления, дело об административном правонарушении, указанное в абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст.28.7 КоАП по нему проводится административное расследование. При применении данного предписания ВАС следует иметь в виду возможность его неоднозначного истолкования. По смыслу ч.3 ст.23.1 КоАП подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях судьям судов общей юрисдикции или арбитражным судьям устанавливается на основе следующих правовых критериев:

статуса субъекта административного правонарушения. При этом принимаются во внимание принадлежность физического лица к лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов согласно ст.2.5 КоАП, наделение лица правомочиями индивидуального предпринимателя, а также правовое положение лица - индивидуального субъекта (физического лица) или коллективного субъекта (юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы и содержания осуществляемой юридическим лицом коммерческой или некоммерческой деятельности). В соответствии с абз.1, 3 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов;

процессуальных особенностей рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подведомственны судьям районных судов;

вида административного наказания. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, в обобщающем виде определены ч.1 ст.23.1 КоАП, при этом ч.3 указанной статьи устанавливает, какой судья уполномочен рассматривать дело в зависимости от правовых критериев разграничения подведомственности. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.23.1 и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов независимо от принадлежности правонарушителей к субъектам предпринимательства; при этом учитывается только возможность проведения указанных процессуальных действий. Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражному суду в случаях, предусмотренных абз.2 п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, во всяком случае оспорима.

Полезно знать:

Квалифицированные виды вымогательства
Квалифицирующими признаками этого преступления являются: совершение вымогательства группой лиц по предварительному сговору; применение насилия; в крупном размере. Особо квалифицирующими признаками являются: совершение вымогательства организованной группой либо в целях получения имущества в особо кр ...

Заключение и изменение учредительных документов
Изменения, вносимые в учредительные документы, с точки зрения их внутреннего юридического содержания можно рассматривать следующим образом: 1) изменения учредительного договора - это внесение изменений в гражданско - правовой договор (обязательство), регулирующий отношения между учредителями в проц ...

История смертной казни в России
Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. В Древней Руси смертная казнь впервые упоминается в Уставной грамоте, данной в 1397 году Великим князем Василием Дмитриевичем жителям Двинской земли: за кражу в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое на ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru