Соотношение процессуальных норм АПК РФ и КоАП РФ при рассмотрении арбитражным судом дел, вытекающих из административных правоотношений

Современное право » Особенности арбитражного процесса » Соотношение процессуальных норм АПК РФ и КоАП РФ при рассмотрении арбитражным судом дел, вытекающих из административных правоотношений

Немало спорных вопросов существует в соотношении норм АПК РФ и КоАП РФ. Дело в том, что Конституция РФ в ст.118 определяет: правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств. Здесь важно понимать, что такое разграничение не носит исключительно формального характера (что, кстати, успешно использует суд общей юрисдикции, установив, что к административным правоотношениям нормы ГПК РФ не применяются).

В арбитражных судах подход другой: дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. В связи с этим на практике возникает немало проблем, связанных в том числе с правильным определением подсудности.

Сравнительный анализ компетенции обоих законов позволяет сделать вывод: АПК РФ имеет в данном случае большую юридическую силу. АПК РФ, в частности, устанавливает подведомственность и подсудность дел арбитражным судам. Как считает А.В. Минашкин, "КоАП является специальным законом по отношению к АПК Российской Федерации, и нормы последнего (в том числе главы 25) применяются только при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в КоАП, т.е. имеют субсидиарное значение".

Постановлением Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 проблема соотношения норм процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях была рассмотрена лишь фрагментарно, в общем контексте вопросов, связанных с введением в действие АПК. Обстоятельному исследованию данной проблемы посвящено Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 20.11.2008 г.)"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно п.9 указанного Постановления, дело об административном правонарушении, указанное в абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст.28.7 КоАП по нему проводится административное расследование. При применении данного предписания ВАС следует иметь в виду возможность его неоднозначного истолкования. По смыслу ч.3 ст.23.1 КоАП подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях судьям судов общей юрисдикции или арбитражным судьям устанавливается на основе следующих правовых критериев:

статуса субъекта административного правонарушения. При этом принимаются во внимание принадлежность физического лица к лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов согласно ст.2.5 КоАП, наделение лица правомочиями индивидуального предпринимателя, а также правовое положение лица - индивидуального субъекта (физического лица) или коллективного субъекта (юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы и содержания осуществляемой юридическим лицом коммерческой или некоммерческой деятельности). В соответствии с абз.1, 3 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов;

процессуальных особенностей рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подведомственны судьям районных судов;

вида административного наказания. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, в обобщающем виде определены ч.1 ст.23.1 КоАП, при этом ч.3 указанной статьи устанавливает, какой судья уполномочен рассматривать дело в зависимости от правовых критериев разграничения подведомственности. В соответствии с абз.2 ч.3 ст.23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.23.1 и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов независимо от принадлежности правонарушителей к субъектам предпринимательства; при этом учитывается только возможность проведения указанных процессуальных действий. Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражному суду в случаях, предусмотренных абз.2 п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, во всяком случае оспорима.

Полезно знать:

Общие правила осмотра, фиксации и изъятия следов
Обнаружение и особенности осмотра следов на месте происшествия Следы могут быть оставлены на различных участках места происшествия. Следы рекомендуется искать в местах наиболее вероятного их нахождения. При этом исходят из обстановки места происшествия, свойств следовоспринимающих поверхности, меха ...

Проблемы установления способа совершения террористического акта
По смыслу ст. 205 УК РФ целью террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями. Способ достижения цели террористами также указан в диспозиции ст. 205 УК РФ – совершение взрыва, поджога или иных действий. При этом понятие таковых охваты ...

Экономическая и финансовая основы деятельности местных представительных органов
Экономическую и финансовую основу области, района (кроме района в городе) и города республиканского и областного значения составляют: 1) местный бюджет; 2) имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами; 3) иное имущество, находящееся в собственности административно-территориальных ед ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru