Понятие и виды полномочий Конституционного Суда

Современное право » Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь » Понятие и виды полномочий Конституционного Суда

Конституционный Суд Республики Беларусь обладает широкими полномочиями в сфере конституционного контроля. Конституционный контроль означает вид правоохранительной деятельности и заключается в проверке определенных нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, на соответствие Конституции. В ст. 37 Конституции Республики Беларусь сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой, а законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В Республике Беларусь существует два вида конституционного контроля: предварительный и последующий. В основе деления лежит различие в содержании конституционного контроля. При предварительном контроле нормативный акт проверяется Конституционным Судом до его вступления в силу. Последующий контроль предполагает, что Конституционный Суд рассматривает дела об уже действующих законах и иных нормативных актах, т.е. его цель состоит в обеспечении конституционности правовых норм на любой стадии их существования. На сегодняшний день последующий контроль является наиболее распространенным в осуществлении конституционного правосудия. В странах, где действует американская модель конституционного правосудия (таких как США и Канада), роль конституционного контроля выполняет Верховный Суд. Что же касается стран с европейской моделью конституционного правосудия, то кроме Республики Беларусь и Российской Федерации сюда относится большинство стран Европы, т.е. именно Конституционный Суд рассматривает вопросы о соответствии законов Основному Закону страны.

В зарубежных государствах существует два варианта возможного обращения в Конституционный Суд с ходатайством о возбуждении процедуры предварительного контроля. Первый вариант используется во Франции в Конституционном Совете. Во французской практике Конституционного Совета предварительный контроль осуществляется на дозаконодательной стадии, объектом проверки Конституционного Совета является проект закона. Второй вариант – когда конституционный контроль осуществляется уже на стадии промульгации, т.е. когда закон уже был принят Парламентом, но еще не был подписан и не вступил в силу.

Полезно знать:

Классификация государственной измены и шпионажа и уголовная ответственность
Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации. Главная опасность при совершении эт ...

Освобождение от ответственности
Освобождение от уголовной ответственности — отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от дальнейшего производства по уголовному делу, если факт совершения преступления данным лицом доказан. Уголовное дело при этом прекращается без применения к лицу каких-либо уголовно-п ...

Особенности реализации форм собственности в переходной экономике
Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного се ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru