Полномочия в области предварительного контроля

Современное право » Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь » Полномочия в области предварительного контроля

Страница 1

Российский юрист, бывший судья Конституционного Суда Российской Федерации Н.В.Витрук в своей книге «Конституционное правосудие» дает следующее определение предварительному контролю Конституционного Суда: «Предварительный (превентивный, предупредительный) нормоконтроль означает проверку конституционности законов, как правило, после их принятия Парламентом, но до промульгации (подписания и обнародования) и вступления в силу.[2, c. 56]

Полномочия Конституционного Суда были значительно расширены после принятия Президентом Декрета № 14 от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда». Этот Декрет был принят в первую очередь для повышения эффективности конституционного контроля. В нем наряду с полномочиями, которые указаны в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», были указаны новые полномочия Конституционного Суда. В соответствии с п.1.1 ст.1 данного Декрета, Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном ч.5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Соответствующее решение принимается Конституционным Судом Республики Беларусь в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд Республики Беларусь. Кроме того, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров — до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Конституционный Суд Республики Беларусь должен принять решение по этому вопросу в течение пяти дней со дня поступления предложения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

Согласно п.1.3 ст.1 данного Декрета Конституционный Суд Республики Беларусь по поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. В п.1.4 ст.1 этого Декрета сказано, что по предложению Президиума Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд Республики Беларусь проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд имеет вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь в его предложении. Расширение полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь после вступления в силу Декрета № 14 от 26 июня 2008 г. проявляется в том, что теперь Конституционный Суд имеет право излагать свою позицию о документах, принимаемых иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. Предложение об этом могут вносить: Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Понятие репрографии и виды репрографических устройств
Репрография - совокупность способов получения в натуральную или заданную величину копий со штриховых или тоновых оригиналов без применения печатной формы: фотографические, электрографичесие (фотоэлектричесие), термографичесие и др. Репрографичесие устройства подразделяются на три основные группы: п ...

Обязанности оценщика
Оценщик обязан: - быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков; - соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также ста ...

К вопросу о раскрытии признаков государства в российской Конституции
Конституция Российской Федерации 1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: "территория" и "суверенитет". Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство — это суверенное государство. Целая глава К ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru