Понятие и сущность бюджетного федерализма в РФ

Современное право » Бюджетный федерализм в РФ » Понятие и сущность бюджетного федерализма в РФ

Страница 2

Федерация стоится по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

1. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий обще федеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и физическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведение законотворческих органов субъектов федерации.

2. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекту федерации (Индия).

3.В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход на союз. Это положение вытекает из смысла конституций США, Бразилии и других стран.

4. Управление вооруженными силами в территориальных федерациях осуществляется непосредственно союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства.

Национальные государства характеризуется более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживают на территории отдельных государств, образующих федерацию

Национальные федерации независимо от ее разновидностей характеризуется следующими основными признаками:

1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, традициями и обычаями, религией.

2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, численности населения, размера территории все субъекты национальной федерации пользуется одинаковыми правами, и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.

3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Национальные государства, объединяющиеся в федерацию, устанавливают свое гражданство, границы государственной территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют внешнеполитическую и экономическую деятельность.

4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации. Центральная власть призвана обслуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их.

5. Важной особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким общедемократическим институтом, как право нации на самоопределение, то есть право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности. Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство, если он не желает вступать с другими нациями в федеральные государственные отношения, или перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному устройству.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда деятельностью, создающей повышенную опасность
Статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Согласно указанной норме, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязан ...

Следы ног и обуви
На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. Под следами ног понимаются следы босых ног, ног в чулках (носках), следы подошв обуви. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там ...

Общая характеристика МО «Красный Октябрь»
Рабочий поселок Красный Октябрь является административно территориальной единицей Каргапольского района Курганской области. Статус МО «Красный Октябрь» определяется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом. ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru