Исторический аспект уголовной ответственности за преступления против военной службы

Современное право » Особенности уголовно-правовой характеристики преступлений против военной службы » Исторический аспект уголовной ответственности за преступления против военной службы

Страница 1

В царской России уголовно-правовые нормы, устанавливавшие уголовную ответственность за воинские преступления, стали возникать после начала формирования регулярных воинских частей. Такие нормы, например, входили в Судебник Царя и Великого Князя Ивана IV 1550 г. История развития военно-уголовного законодательства - большая самостоятельная тема. Тем не менее, для настоящей работы наибольший интерес представляет сравнительная характеристика советского и современного российского уголовного законодательства об ответственности за преступления против военной службы.

Необходимо отметить, что советское военно-уголовное законодательство являлось составной частью уголовного законодательства в соответствии со статьей Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Поэтому, например, положения Общей части советского уголовного законодательства об основаниях уголовной ответственности, понятии преступления были едины для всего уголовного законодательства, в том числе и определявшего уголовную ответственность за воинские преступления. Вместе с тем особенности воинской службы предопределяли выделение специальных видов наказаний, применявшихся только к осужденным военнослужащим. Такими наказаниями являлись: направление в дисциплинарный батальон и содержание на гауптвахте взамен исправительных работ.

Эти наказания отбывались одновременно с выполнением осужденным обязанностей по военной службе и не сопрягались с исключением осужденного из Вооруженных Сил. Помимо этого в соответствии со статьей 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик при осуждении за тяжкое преступление лицо, имевшее воинское звание, могло быть по приговору суда его лишено. Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности военная служба состояла из действительной военной службы и службы в запасе. Поэтому судебное решение о лишении воинского звания могло быть принято и в отношении лица, находившегося в отставке. В Законе «Об уголовной ответственности за воинские преступления» УК 1960 г. было определено, что воинскими преступлениями признаются предусмотренные им деяния против установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов.

До принятия нового Уголовного кодекса на территории Российской Федерации действовал Закон СССР об уголовной ответственности за воинские преступления 1958 г. с последующими изменениями и дополнениями, нормы которого были полностью воспроизведены в статьями 237-269 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. и на практике применялись в виде соответствующих статей этого Кодекса.

В отличие от прежнего законодательства, которое устанавливало ответственность за воинские преступления, совершенные как в мирное, так и в военное время и в условиях боевой обстановки, нормы Уголовного кодекса 1996 года предусматривают ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. Как уже было проанализировано, в части 3 статьи 33, уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

По сравнению с УК 1960 г. в Кодексе 1996 г. количество статей о воинских преступлениях сокращено с 35 до 22. Это произошло за счет объединения некоторых составов преступлений, декриминализации отдельных видов воинских правонарушений и не включения в главу 33 норм о воинских преступлениях, которые могут быть совершены в условиях военного времени и боевой обстановки.

В то же время нельзя признать обоснованным исключение из числа воинских преступлений воинских должностных лиц в виде злоупотребления служебным положением, превышения и бездействия власти, включая случаи применения командирами и начальниками различных видов насилия в отношении своих подчиненных, и распространение на них общих норм о должностных преступлениях. Особенности указанных преступлений по службе воинских должностных лиц, обусловленные тем, что на них возложены специфические обязанности по обеспечению военной безопасности государства и в связи с этим они наделены весьма широкими полномочиями по управлению войсками, включая право командиров на применение оружия в отношении своих подчиненных (статья 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ), предопределяют необходимость отнесения их к числу преступлений против военной службы. Не случайно военно-уголовное законодательство дореволюционной России и советского периода неизменно включало в себя специальные нормы об уголовной ответственности командиров и начальников за преступления, совершенные ими с использованием своего служебного положения, и прежде всего за применение насилия к подчиненным и другие формы ущемления их прав и законных интересов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Нормативно-правовые основы парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
Парламентский контроль осуществляется не только на федеральном уровне, он присущ и субъектам Российской Федерации (штатам, землям, провинциям). В России, в отличие от Канады, Швейцарии, США, (особенно на региональном уровне) не сложились парламентские традиции. Это объясняется тем, что парламентари ...

Особенности социально-экономических процессов на региональном уровне
Тенденции и темпы социально-экономического развития как Российской Федерации, так и ее регионов зависят от большого количества факторов (показателей). Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике являются: 1 ...

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь и ее цели. Структура системы и функции органов и служб по сертификации
В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларус ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru