Проблемы квалификации должностных преступлений против военной службы

Современное право » Особенности уголовно-правовой характеристики преступлений против военной службы » Проблемы квалификации должностных преступлений против военной службы

Страница 1

Анализ военного законодательства, регламентирующего порядок несения службы в соответствующих специальных сферах деятельности, позволяет утверждать, что в субъектный состав данных преступлений входят как лица, обладающие должностными полномочиями (начальник караула, дежурный по части, начальник контрольно-технического пункта и т. д.), так и подчиненные им военнослужащие.

Однако в теории высказывалось и другое мнение о том, что к воинским должностным преступлениям не следует относить преступления воинских должностных лиц с использованием своего служебного положения в различных специальных сферах военной службы. Данное утверждение было основано на отрицании наличия у должностных преступлений других объектов посягательства, кроме правильной деятельности государственного аппарата. Специальные нормы по количеству предусмотренных ими объектов уголовно-правовой охраны традиционно подразделяются следующим образом:

однообъектные, имеющие одинаковый с общими нормами основной объект охраны нормы;

двуобъектные, объект охраны которых отличается от объекта соответствующих общих норм.

В статьях 340, 341, 342, 343, 344 УК РФ охраняется порядок несения того или иного специального вида военной службы, обеспечивающий безопасность охраняемых объектов, а в статьях 350, 351, 352 Кодекса под охраной находится порядок эксплуатации (использования) военных транспортных средств. Анализируя содержание указанных статей, нельзя не прийти к выводу о том, что неотъемлемой частью охраняемого ими порядка является управленческая (властная) деятельность воинских должностных лиц, входящих в состав того или иного наряда либо ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации военного транспорта. Поэтому основной непосредственный объект посягательства должностных преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 293 УК РФ, отчетливо прослеживается в составах рассматриваемых воинских преступлений, которые в этой части следует отнести к воинским должностным преступлениям.

Однако интересы управленческой деятельности не могут рассматриваться в качестве дополнительных непосредственных объектов в составах преступлений против военной службы, поскольку без управления немыслима вообще военная служба, в том числе и специальные ее разновидности.

Таким образом, неотъемлемая часть основного непосредственного объекта охраны статьи 340 УК РФ - безопасность деятельности аппарата военного управления в соответствующей специальной сфере военно-служебных отношений - выступает особой разновидностью основного непосредственного объекта посягательства преступлений, предусмотренных статьями 285, 286, 293 УК РФ - безопасности деятельности органов государственной власти.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что из общих норм о составах должностных преступлений (статьи 285, 286, 293 УК РФ) выделены и конкурируют с ними специальные нормы статей 340-344, 350-352 УК РФ в части, устанавливающей ответственность воинских должностных лиц за нарушение правил несения специальных видов военной службы и эксплуатации военного транспорта.

Подобный характер соотношения норм о должностных преступлениях порождает их конкуренцию при квалификации преступлений воинских начальников в соответствующих специальных сферах военно-служебных отношений. Конкуренция общей и специальной норм согласно правилу части 3 статьи 17 УК РФ разрешается в пользу специальной нормы. Теорией уголовного права разработаны общие правила квалификации преступлений, совершаемых должностными лицами. Эти положения, как непосредственно связанные с вопросами разрешения конкуренции уголовно-правовых норм, также требуют краткого освещения.

Если в диспозициях статей прямо указано на совершение деяния должностным лицом или это непременно подразумевается (т.е. не должностные лица не могут выступать субъектами данных преступлений), такие нормы являются специальными по отношению к нормам об общих составах должностных преступлений и по правилам разрешения конкуренции норм именно им отдается предпочтение при квалификации. Данные нормы являются двуобъектными, еще их называют «расширенно-специальными», имеют иной по сравнению с общей нормой родовой объект охраны, основной непосредственный объект составов общих должностных преступлений учтен в них в качестве дополнительного непосредственного, что свидетельствует об их специальном характере. Например, статьи 299-302, 305 УК РФ о преступлениях против правосудия, совершаемых органами предварительного расследования и суда; статья 142-1 УК РФ о фальсификации итогов голосования и другие аналогичным образом построенные нормы.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Концепция модели повышения эффективности муниципального управления
Для руководства города управление осуществляется через информацию, которая поступает от служащих в виде всевозможных записок, справок и т. п. При этом подходе стабильность объекта по большей части зависит от опыта и искусства его руководства. Видно, что на федеральном уровне эффективно управлять не ...

Назначение и выплата пенсий
Работа по пенсионному обеспечению военнослужащих осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. Для назначения пенсии военнослужащие обращаются с соответствующими заявлениями в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пе ...

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера
Гуманитарным принципам по этому вопросу посвящены однотипная СТ.3, содержащаяся во всех четырех Женевских конвенциях 1949 г. о защите жертв войны, а также положения Дополнительного протокола к ним (Протокол П) от 8 июня 1977 г. Они опираются на международные документы о правах человека, касающиеся ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru