Проблемы квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии

Современное право » Особенности уголовно-правовой характеристики преступлений против военной службы » Проблемы квалификации преступлений против военной службы, совершенных в соучастии

Страница 4

К категории преступлений с «удвоенным» субъектом относятся также все преступления против порядка несения специальных служб (статьи 340-344). Субъектом преступлений здесь выступает определенная категория военнослужащих – лица, на которых возложено исполнение обязанностей по несению той или иной специальной службы.

Таким образом, в рассмотренных преступлениях против военной службы военнослужащие, не обладающие соответствующими специальными признаками, не могут быть признаны ни их исполнителями, ни соисполнителями. В данных преступлениях они выступают как подстрекатели и пособники.

Поэтому действия таких военнослужащих, даже если они совместно с военнослужащими, обладающими специальными признаками, непосредственно участвовали в выполнении объективной стороны преступления, подлежат квалификации со ссылкой на статье 33 УК РФ. Сложным соучастием или соучастием в тесном смысле слова называется совместное участие нескольких военнослужащих в совершении преступления с выполнением участниками преступления различных ролей.

Соучастниками при сложном соучастии являются: организаторы, подстрекатели, пособники и исполнители преступления. Таким образом, при сложном соучастии в военно-уголовном праве встречаются те же категории соучастников, что и при сложном соучастии в общеуголовном праве. Квалификация сложного соучастия военнослужащих в преступлениях против военной службы осуществляется по общим правилам о квалификации. Но, вместе с тем, данным правилам квалификации групповых преступлений (сложное соучастие) присущи свои, характерные особенности.

Одним из возможных случаев соучастия начальника и его подчиненного в совершении преступления является умышленное совершение подчиненным общественно опасных действий по незаконному приказу начальника. Начальник, склонивший подчиненного посредством приказа к совершению деяния, явная преступность которого очевидна, должен рассматриваться как организатор или подстрекатель к совершению преступления, исполнителем которого является подчиненный. Если же подчиненный не сознает явной преступности приказа и действует невиновно, то начальник признаётся исполнителем преступления. Данные положения впервые получили законодательное закрепление в статье 42 УК РФ. Часть указанной статьи говорит о том, что «не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законам интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение». Под приказом или распоряжением понимается обязательное для исполнения требование, предъявляемое начальником подчиненному. Приказ или распоряжение – это проявление воли начальника. Благодаря обязательности приказа или распоряжения, убежденности подчиненного в их законности, доверию к ним, они рассматриваются как основания для совершения тех или иных действий (бездействия) исполнителя. Поэтому ответственность за последствия незаконных приказа или распоряжения возлагаются на отдавшего их начальника.

Однако не всегда действия командира (начальника), участвовавшего совместно с подчиненными в совершении того или иного преступления против военной службы, кроме соучастия в совершенном преступлении, могут образовать состав воинского должностного преступления. Обязательным условием для этого является установление наличия в действиях командира всех признаков преступлений, предусмотренных статьей 285 или 286 УК РФ. Если, к примеру, молодой сержант, назначенный командиром отделения, не сумел установить в подразделении служебные отношения с подчиненными, отвечающие требованиям воинских уставов, и, оказавшись под влиянием старослужащих, совместно с ними принял участие в нарушении с применением насилия уставных правил взаимоотношений в отношении молодых солдат, его действия подлежат квалификации как соучастие в преступлении, предусмотренном статье 335 УК РФ. В подобной ситуации действия сержанта одновременно не могут рассматриваться как превышение должностных полномочий, они свидетельствуют лишь о его неподготовленности к выполнению своих служебных обязанностей.

Вопрос о соучастии гражданских лиц в преступлениях против военной службы является частью общего вопроса о соучастии в преступлениях, совершаемых специальными субъектами. Теория уголовного права и судебная практика исходит из возможности и допустимости соучастия общих субъектов в преступлениях, исполнителями которых являются специальные субъекты.

Как было отмечено, преступления против военной службы наряду с должностными и некоторыми другими относятся к числу преступлений со специальным субъектом. Поэтому приведенные общие положения о соучастии в преступлениях со специальным субъектом полностью применимы и к соучастию гражданских лиц в преступлениях против военной службы. По своей сути соучастие гражданских лиц в преступлениях против военной службы аналогично соучастию не должностных лиц в должностных преступлениях. Хотя по некоторым категориям дел судебная практика нередко отступала от этого требования. Гражданские лица могут быть организаторами, подстрекателями и пособниками в воинских преступлениях, но не исполнителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Новая Конституция 1936 г. Общие принципы
В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы). Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК с ...

Конституционные основы организации местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в РФ обеспечивается рядом конституционных гарантий, представляющих собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются важнейшим условием полного и эффективного осуществления местным самоуправлением своих задач и функций. Конс ...

Специализированные прокуратуры
В систему прокуратуры Российской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К ним следует отнести: военные прокуратуры; природоохранные прокуратуры; транспортные прокуратуры; прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; прокуратуры по надзору за исполнение ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru