Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

Современное право » Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним » Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия

Страница 3

Установление возраста уголовной ответственности определяется с учетом наличия у несовершеннолетнего способности осознавать характер своих поступков, когда уровень развития его умственных способностей достигает соответствующего уровня, когда он приобретает некоторые знания, навыки, а также определенный опыт. При этом способность осознавать и оценивать общественную опасность своих действий или бездействий формируется под непосредственным воздействием социальных условий и воспитания.

Уяснение психолого-возрастных и социальных особенностей несовершеннолетнего возраста базируется на достижениях психологической науки и позволяет вскрыть истинные механизмы поведения человека в этом возрасте. Именно в возрасте от 14 до 18 лет наблюдается переход от детства к взрослости, физическое и нравственное созревание, приобретение определенной системы знаний и навыков, подготовка к включению в полном объеме в жизнедеятельность общества, к выполнению в нем взрослых функций. Вместе с тем указанный период приходится на различные этапы формирования несовершеннолетнего. Применительно к несовершеннолетним 14 – 18 лет в литературе, как правило, выделяются два этапа: старший подростковый возраст – 13 – 15 лет и младший юношеский возраст, начинающийся с 16 лет и заканчивающийся к 18 годам.

Каждый из этих этапов отличается самостоятельным качеством физиологического развития и уровнем сознания личности несовершеннолетнего, что сказывается и на поведении несовершеннолетних. Поэтому УК РФ исходит из посылки, что несовершеннолетний «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе» (преамбула Декларации прав ребенка).

Наиболее общими характеристиками несовершеннолетнего возраста, на которые указывается в литературе, являются: легкая возбудимость и излишняя раздражительность, легкая внушаемость и подверженность чужим влияниям, эффективность и неадекватность реакции на жизненные ситуации, упрямство, стремление к самостоятельности и повышенная потребность в общении, конфликтность.

Перечисленные выше психолого-возрастные особенности присущи всем несовершеннолетним, независимо от того, совершили они преступление или нет. Следовательно, именно криминологические основания применения норм должны быть конкретизированы в каждом отдельном случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. При этом законодатель, в свою очередь, должен очертить их минимальные границы, т.е. указать на обстоятельства, относящиеся, например, к совершенному деянию, относящиеся к характеристике личности виновного, к условиям и образу жизни подростка и т.п. Вопрос о восприимчивости подростка к воспитательным мерам для решения вопроса о возможности замены уголовной ответственности принудительной мерой воспитательного воздействия также будет иметь важное значение. Цель исправления несовершеннолетнего должна достигаться методами, учитывающими особенности его возраста и психики, то есть при учете незаконченности формирования личности у данной категории цель исправления достигается «путем привития ему социально-полезных качеств, путем подготовки и ре-включению его в естественный, позитивный процесс социализации».

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Институт правопреемства в международном праве. Правопреемство государств. Объекты правопреемства. Теории правопреемства
Правопреемство – переход с учетом основных принципов МП и норм определенных ПП и ОО одного Го (правопреемника) к др. Го (приемник). Концепции: 1) универсальная (тождественности). От предшественника к правопреемнику переходит все. 2) Негативная (с чистого листа). К приемнику ничего не переходит. При ...

Профилактика насильственных преступлений
Профилактика насильственных преступлений включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, д ...

Понятие и международно-правовой режим открытого моря
Это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм МП. Особенности: никакое Го не вправе претендовать на подчинение какой-либо части этого пространства своему суверенитету. открытое море свободно дл ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru