Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

Современное право » Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним » Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

Страница 1

По делам о преступлениях несовершеннолетних особое значение придается воспитательному, а не карательному воздействию правосудия, в связи с чем представляется перспективным в развитии законодательства о преступлениях несовершеннолетних расширение не уголовных мер воздействия, на что ориентируют нормы международного права. Так, ст. 18 Пекинских правил предусматривает, что в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия. Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются: а) постановление об опеке, руководстве и надзоре; б) апробация; в) постановление о работе на благо общины; г) финансовые наказания, компенсация и реституция; д) постановление о принятии промежуточных и других мер; е) постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; ж) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер; з) другие соответствующие постановления.

УК РФ (ч. 2 ст. 90 и ст. 92) содержит достаточно обширный перечень мер принудительного воспитательного воздействия, которые могут быть применены к несовершеннолетнему при освобождении его от уголовной ответственности либо от наказания, это:

1) предупреждение; 2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; 3) возложение обязанности загладить причиненный вред; 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст.92 УК РФ).

В научной литературе неоднократно делались попытки проанализировать содержание данных мер, основания и условия их применения, а также отмечалось недостаточно широкое применение данных мер в отношении несовершеннолетних.

Общим основанием для применения любой принудительной меры воспитательного воздействия является признание того, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. При этом, по-видимому, предполагается, что суд в данном случае должен руководствоваться ст. 60 и ст. 89 УК РФ, т.е. учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности и т.д. Такие же критерии установлены уголовным законом и при определении несовершеннолетнему меры наказания. Следовательно, решение о применении принудительных мер воспитательного воздействия будет приниматься также и с учетом внутреннего убеждения правоприменителя, в частности суда. При решении данного вопроса судом должно учитываться, что применение указанных мер по своей правовой природе не может преследовать всех целей наказания и уголовной ответственности. Важнейшей целью применения принудительных мер воспитательного воздействия является исправление несовершеннолетнего, поскольку именно с этой целью, с возможностью ее достижения без назначения наказания, закон связывает возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Также в ст. 90 УК РФ указано, что такие меры применяются только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Применительно к помещению несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием законом (ст. 92 УК РФ) предусмотрены особые основания, а именно: 1) несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы, совершил преступление средней тяжести или тяжкое преступление; 2) несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода; 3) несовершеннолетний совершил преступление, не указанное в ч. 5 ст. 92 УК РФ.

Вышеуказанные меры, возможные к назначению при освобождении несовершеннолетнего лица от наказания, применяются по усмотрению суда. Это означает, что суд с соблюдением условий, указанных в законе, должен сам решить, нужно ли заменять несовершеннолетнему лицу наказание на принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. ст. 90 УК РФ, или на обязательное помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Критерием для принятия такого решения должен выступать уровень общественной опасности личности виновного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Предмет гражданского процессуального права
Гражданское процессуальное право как самостоятельная отрасль права имеет все признаки родового понятия – отрасли российского права. Как и любая другая отрасль права, гражданское процессуальное право будет таковой, если, являясь системной совокупностью норм, имеет собственный предмет правового регул ...

Понятие сторон
Стороны - основные участники гражданского процесса, как участники гражданского процесса они занимают основополагающее место среди субъектов данной отрасли. По сути, именно ради разрешения спора между сторонами. Однако в настоящее время нельзя говорить о том, что правовое положение сторон предельно ...

Применение специальных налоговых режимов на практике
Упрощенная система налогообложения – один из четырех действующих в РФ специальных налоговых режимов (п.2 ст.18 НК РФ). Она ориентирован на малый бизнес и нацелена на то, чтобы упростить расчет и уплату налогов в предпринимательской деятельности. «Упрощёнка» применяется налогоплательщиками наряду с ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru