Основные направления повышение эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

Современное право » Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним » Основные направления повышение эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

Страница 4

Иногда суды указывают в постановлении, что принудительная мера воспитательного воздействия применяется к несовершеннолетнему «до достижения им совершеннолетия», что также представляется неправильным.

Так, постановлением Тогучинского районного суда от 8 июня 2009 года, в отношении несовершеннолетнего Южанина А.С., совершившего преступление, предусмотренного ст.158 ч.2 п. «в» УК РФ, были применены принудительные меры воспитательного воздействия в виде передачи его под надзор матери и ограничения времени пребывания на улице и в общественных местах с 22 часов до 6 часов утра, до его совершеннолетия. Поскольку Южанин совершил преступление средней тяжести, минимальный срок применения принудительных мер воспитательного воздействия не может быть менее 6 месяцев, тогда как, согласно постановлению суда применение этих мер должно быть прекращено через 3 месяца и 11 дней, так как Южанину исполнится 18 лет.

В процессе изучения мнения практических работников было выявлено, что основным препятствием для более широкого применения указанных мер является, во-первых, распространенное среди судей и прокуроров мнение о роли суда как исключительно карательного, обвинительного органа, что дает основание считать: если подросток оказался на скамье подсудимых и в ходе судебного следствия виновность его установлена, он должен понести наказание, пусть даже в большинстве случаев условное осуждение. Кроме того, применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно только к лицам, совершившим преступление небольшой или средней тяжести (ч. 1 ст. 90 УК РФ), в то время как наблюдается рост совершения подростками тяжких преступлений, совершенных лицами до 18 лет. Таким образом, применение к этой категории несовершеннолетних принудительных мер воспитательного характера невозможно по объективным причинам.

В соответствии с действующим законодательством применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно в случаях, когда несовершеннолетний совершил любое преступление, кроме особо тяжкого и за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ. При этом суд принимает такое решение с учетом общих положений ст. 60 и ст. 89 УК РФ, на основании своего внутреннего убеждения в случаях, когда применение любого наказания к несовершеннолетнему нецелесообразно ввиду возможности его исправления без применения такового.

Думается также, что помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием возможно также лишь при наличии заключения компетентного лица о том, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода. Данный вопрос, несомненно, нужно применять с учетом специальных знаний, что не входит в компетенцию суда. В связи с этим уже на этапе выбора судом меры ответственности несовершеннолетнему возникает вопрос, какую меру - условное осуждение либо принудительную меру воспитательного воздействия - следует избрать в отношении несовершеннолетнего.

В научной литературе было немало попыток отграничить условное осуждение от мер воспитательного воздействия. И, безусловно, правильным будет утверждение о том, что при условном осуждении, в отличие от применения указанных мер, имеет место такой специфический признак, как судимость, которая автоматически погашается при истечении испытательного срока. Однако есть и еще ряд отличий.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 73 УК РФ, «если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным».

При условном осуждении могут быть назначены дополнительные виды наказаний. Применительно к принудительным мерам воспитательного воздействия такого не предусмотрено, они могут быть назначены при отказе суда в применении в отношении несовершеннолетнего любого вида наказания вне зависимости от каких-либо сроков, невозможно в данном случае и применение дополнительных видов наказаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Задачи и методы ТКЭД
Современная криминалистическая наука владеет приемами и методами, которые позволяют успешно решать сложные задачи ТКЭД. Многообразие и сложность практических задач, которые ставятся перед экспертом, специализирующимся в этой области, позволяет их сгруппировать по отношению к двум видам исследований ...

Орловская печать
Это способ печати изобретен в России специалистом Экспедиции заготовителей государственных бумаг И.И. Орловым в 1890 г. и носит его имя. Впервые орловскую печать применили при изготовлении кредитных билетов 25-рублевого достоинства образца 1894 г. С тех пор этот вид печати применяют как оригинально ...

Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ
08.11.2006г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят новый Лесной Кодекс РФ (далее – ЛК РФ), вступивший в силу 01.01.2007г. и применяемый к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение ЛК РФ, установлены в Ф ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru