Пути совершенствование законодательства о принудительных мерах воспитательного воздействия и практики его применения

Современное право » Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним » Пути совершенствование законодательства о принудительных мерах воспитательного воздействия и практики его применения

Страница 5

«3. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия, суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних отменяет постановление о прекращении уголовного дела и применении принудительной меры воспитательного воздействия, назначает новое судебное заседание по правилам главы тридцать третьей настоящего Кодекса (Общий порядок подготовки к судебному заседанию)».

В заключение проведенного исследования сформулируем обобщающие выводы и практические предложения.

При рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, суды зачастую не обсуждают вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, либо от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Кроме того, изучение и анализ дел показал, что суды, передавая несовершеннолетнего под надзор родителей, или лиц их заменяющих, зачастую не выясняют, является ли положительным влияние указанных лиц на подростка, правильно ли они оценивают содеянное им, могут ли обеспечить надлежащее поведение, повседневный контроль за несовершеннолетним, т.е. подходят к этому вопросу формально, не всегда с достаточной полнотой изучают личность родителей, и их возможность осуществлять надлежащий контроль за поведением подростка, а в случаях проживания родителей раздельно, не указывают под надзор кого из родителей передается несовершеннолетний.

Статья 90 УК РФ предусматривает в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, передачу несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа. При этом закон не разъясняет какие это органы, в связи с чем на практике суды принимают решения о передаче несовершеннолетних под надзор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекции по делам несовершеннолетних или просто «под надзор специализированного государственного органа», при этом под надзор какого именно специализированного органа передается несовершеннолетний, в постановлении не указывалось.

Кроме того, суды не всегда в постановлении указывали конкретный срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, таких как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего, срок применения которых определен в УК РФ. Иногда суды указывали в постановлении, что принудительная мера воспитательного воздействия применяется к несовершеннолетнему «до достижения им совершеннолетия», что также представляется неправильным, поскольку после достижения лицом, к которому применены принудительные меры воспитательного воздействия, 18-летнего возраста, исполнение такой принудительной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, представляется невозможным, в связи с чем судам рекомендуется более взвешенно подходить к назначению такой меры воспитательного воздействия на срок, превышающий достижение несовершеннолетними 18–летнего возраста, тем более, что ч.2 ст.90 УК РФ предусматривает наряду с этой мерой и другие меры воспитательного воздействия.

Поскольку, в соответствии со ст.90 УК РФ, несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности, и уголовное дело в отношении него прекращается, принимая такое решение, суд должен выносить соответствующее постановление. Однако иногда суды принимают решение об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности приговором суда, что нельзя признать правильным.

Кроме того, суды по-разному подходят к применению ст.92 УК РФ, постановляя обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетних от наказания. В одних случаях суды назначают наказание и после этого освобождают от него с применением принудительных мер воспитательного воздействия, другие – признают несовершеннолетнего виновным и освобождают его от наказания без его назначения, хотя постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» в п.17 разъясняет, что поскольку применение принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае применяется в порядке замены наказания, то назначение наказания в этом случае не требуется, а приговор постановляется в соответствии с п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ, то есть без назначения наказания. Из изложенного следует, что суды не всегда правильно принимают решение об освобождении от наказания.

Формальный подход к регламентации в законе видов и порядка применения принудительных мер воспитательного воздействия уже при теоретическом анализе вызывает немало вопросов, касающихся эффективности и целесообразности применения данных мер в том виде, в каком они в настоящее время закреплены в уголовном законе. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования этого института.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезно знать:

Виды государственной политики
Для современной политики характерны противоречия между общезначимыми, корпоративными и индивидуальными интересами. Посредством многообразных направлений своей политики государства призваны согласовывать разнородные интересы. Однако вряд ли из этого можно сделать вывод о том, что все предпринимаемое ...

Особенности административного устройства Тамбовской области
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российск ...

Сострахование. Перестрахование. Суброгация
Один объект может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками. Такая множественность лиц на стороне страховщика называется сострахованием. В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания – оказание методической и орга ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru