Европейская модель регулирования трансграничной несостоятельности

Современное право » Европейская модель регулирования трансграничной несостоятельности

Страница 2

В связи с этим одним из основополагающих принципов регулирования трансграничной несостоятельности является принцип судебного сотрудничества (judicial cooperation). Необходимо заметить, что такой существенный перевес в пользу процессуального регламентирования и практически полное игнорирование материального компонента банкротства стало поводом для резкой критики данного Регламента. Критиками прогнозировалась ситуация, в которой Регламент невозможно будет применить ни в одном из судебных органов, так как "процесс является всего лишь формой, а содержанием выступает материально-правовая база"

Давая общую правовую оценку Регламенту, можно условно выделить триаду, которая и составляет ядро европейской модели: подсудность и подведомственность, признание юридической силы судебных решений и применимое право.

Определяя подсудность и подведомственность, следует обратиться к главе 1 Регламента. Регламент применяется к процедуре признания несостоятельными физических и юридических лиц, кроме страховых организаций, кредитных учреждений и инвестиционных компаний, являющихся номинальными держателями ценных бумаг третьих лиц, а также не регулирует процедуру банкротства коллективных инвестиционных предприятий. Статья 1 гласит, что "Регламент применяется к процедурам несостоятельности, которые носят коллективный характер, влекут за собой полное или частичное лишение должника прав на имущественный комплекс и назначение ликвидатора" (то есть лица, которое уполномочено судом управлять активами должника или осуществлять собственно ликвидационную процедуру). Место рассмотрения дела о банкротстве в суде основного (первичного) производства определяется следующим образом: приоритет отдан суду государства, в котором должник имеет центр основных интересов. Под центром основных интересов понимается страна, в которой расположена наибольшая часть имущественного комплекса или в которой сконцентрирована экономическая активность должника. В случае если определить центр основных интересов не удается, тогда местом рассмотрения спора будет избрано место нахождения зарегистрированного офиса, а для физического лица - место проживания. Регламент не содержит указания на то, кто может определять подведомственность: кредиторы или суд.

На практике при открытии производства суд рассматривает ходатайство кредиторов, в котором они должны обосновать, почему в суд именно этого государства были заявлены требования о признании должника неплатежеспособным. Если суд сочтет обоснование кредиторов убедительным, документально подтвержденным и правомерным, то он открывает производство по соответствующему делу. В случае если доводы кредиторов будут расценены судом неосновательными, то он будет вынужден передать дело на рассмотрение в суд другой страны в рамках правила о домицилии.

Другим неурегулированным аспектом является правило о разрешении коллизии юрисдикции, если в двух или более государствах будут открыты основные производства. В. Кулешов отмечает, что "решение этой проблемы лежит в плоскости соблюдения принципа "Community trust", на основании которого приоритет следует отдать производству, открытому ранее в хронологическом порядке". Для открытия вторичного производства в каком-либо государстве суду необходимо убедиться лишь в наличии на территории данного государства активов должника. При этом учитывается ведение должником бизнеса, не носящего временного характера, использование товаров или наличие штата работников.

Европейское право выделяет два вида ликвидации: ликвидация в соответствии с судебным решением (court liquidation) и ликвидация, осуществляемая по требованию кредиторов (creditor"s voluntary liquidation).

В рамках же основного производства суд может принять решение о начале стадии examinerships (аналог этого термина в русском языке отсутствует, но правовой сущностью данной процедуры является совокупность действий суда, ликвидатора, кредиторов и должника, направленных на выявление подлинного экономического положения и правового статуса должника в целях определения дальнейшей перспективы его развития).

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Административно-правовые нормы. Структура
Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило ...

Особенности правового регулирования договора мены
При подготовке проекта нового Гражданского кодекса Российской Федерации было решено в основном сохранить ставший уже традиционным для отечественного законодательства (включая дореволюционное) подход, суть которого состояла в том, чтобы дать определение договора мены и распространить на отношения, в ...

Специфика абсолютизма в отдельных Европейских государствах
Несмотря на универсальность процесса становления абсолютных монархий, в границах европейского общества можно выделить ряд вариантов такого государственного строительства. Условно их можно разделить на северо-западный, юго-западный(средиземноморский), скандинавский, центрально-европейский и восточно ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru