Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Современное право » Бюджетный федерализм в РФ » Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Страница 1

Центральное место в становлении экономики занимают вопросы укрепления финансовой базы регионов и муниципальных образований на основе принципов бюджетного федерализма. Эффективность функций бюджетов всех уровней определяется тем, насколько рационально выстроен механизм межбюджетных отношений. Основу взаимоотношения бюджетов составляет распределение расходных полномочий и первичных доходных источников по всем уровням.

В ближайшее время предлагается установить примерно равные доли федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходной части консолидированного бюджета Федерации. Долю закрепленных за местными бюджетами налоговых доходов, составляющую по действующему законодательству около 34 процентов от налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, намечается увеличить на восемь-десять процентов.

При подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете» на соответствующий финансовый год следует учитывать все направления расходования средств на территории субъектов РФ, в том числе осуществляемых по линии отраслевых ведомств. Необходимы координация всех финансовых потоков, их взаимная увязка и соотнесение с возможностями и фактическими расходами региональных бюджетов.

Главными направлениями совершенствования системы финансовой поддержки субъектов Федерации являются уточнение индексов бюджетных расходов на основе нормативного расчета бюджетных потребностей и внедрение принципиально новых механизмов расчета налогового потенциала регионов. На основе этого подхода решается проблема распределения средств федерального Фонда поддержки регионов в целях обеспечения гарантированного минимума государственных услуг посредством более полного учета природно-климатических особенностей субъектов РФ и их дифференциации в социально-экономическом положении, определяющих состояние и специфику расходно-доходной частей соответствующих бюджетов. В перспективе региональная экономика должна становиться все менее зависимой от природно-климатических факторов.

Для отстающих регионов экономическая политика государства включает активное участие Федерации в программах перестройки их экономики, формировании условий для привлечения инвестиций, разработку системы финансовой поддержки. А для регионов-лидеров политика федеративного центра должна строиться на принципах долевого участия в совместных проектах.

Например: строительство объектов: в РТ это метро, мост через Каму.

Необходимо уточнить механизм инвестиционной поддержки регионов и придать бюджетным отношениям и налоговой политике инвестиционную направленность. В налоговых отношениях реализация этого принципа предполагает предоставление налоговых льгот всем хозяйствующим субъектам, активно направляющим собственные финансовые ресурсы в инвестиционную деятельность, а также проведение активной амортизационной политики, обеспечивающей накопление и исключительно целевое использование для инвестиционной деятельности амортизационных отчислений. При нецелевом использовании амортизационных средств они должны подвергаться серьезному налогообложению.

По мнению большинства российских ученых, экономистов и политиков, сегодня можно говорить о наступлении третьего этапа экономических реформ в России и соответственно экономической политики: стратегии социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества.

Совершенствование финансовых взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти является одним из ключевых факторов экономического и политического развития России. Эти отношения не только связывают воедино бюджетную систему государства, но и обеспечивают ее эффективное функционирование.

Для достижения поставленных целей характерна последовательность действий, нашедших отражение в ряде документов:

Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. (одобрена постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 №584), в соответствии с которой формируется новая региональная нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации;

Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 04.07.2003 №95-ФЗ), способствующему укреплению вертикали власти, сокращению асимметрии между регионами, установлению четкого разграничения полномочий между уровнями власти, обеспеченных средствами, достаточными для их осуществления;

Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 №131-ФЗ), реформирующим местное самоуправление;

Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг. (постановление Правительства РФ от 22.05.2004 №249), целью которой является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики; смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, их близких родственников
Одним из важнейших правовых институтов в области уголовного судопроизводства, являются нормы законодательства, регулирующего вопросы государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном процессе. Развитие уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на современном ...

Система криминалистических судебных экспертиз
Для того чтобы система науки соответствовала требованиям, предъявляемым к научному знанию, она должна адекватно отражать структуру объектно-предметной области данной науки и ее социальную функцию. Система науки строится с целью выявления и описания достигнутых результатов познания во всей их полнот ...

Доказывание в гражданском процессе как юридическая обязанность
Иногда в научной литературе оспаривается юридический характер доказывания в гражданском процессе. Так, С.Н. Абрамов считал, что "бремя доказывания" нельзя рассматривать в качестве юридической обязанности. М.А. Гурвич писал о “бремени доказывания” не как об обязанности, а как о фактической ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru